В последних сериях фильма Карена Шахназарова по роману Льва Толстого «Анна Каренина» его автор, на наш взгляд, даёт свой ответ на его трагическую развязку. Большая любовь может подвигнуть влюблённых и на подвиг, и свести с ума. Алексей Вронский на Русско-японской войне 30 лет спустя продолжает вспоминать-переживать свою любовь с Анной, рассказывает о «своей правде» начальнику госпиталя Сергею Каренину, сыну Анны.
Охлаждение у Анны с Алексеем началось ещё в их «свадебном путешествии». «За твой холодный тон я возненавижу тебя, я ненавижу твоё спокойствие», - бросает как-то Анна, и сама этого боится, потому что любит Алексея, но при этом и упрекает: «Если бы ты любил как я, мучился как я...»
Перед роковым событием происходит размолвка: Вронский за общим разговором, за накрытым столом мимоходом высказывает мнение о воспитании девочки-англичанки, взятой под опеку Анной: вряд ли ей пригодятся знания по физике. Анна устраивает сцену: «Прекрати меня мучить. Ты тяготишься мною, делаешь мне больно. Любви нет!»
«Это становится невыносимо», - думает про себя Вронский, берёт коляску и уезжает развеяться и по денежным делам к матери в имение. Анна как сумасшедшая мечется по большому графскому дому, пишет записку Алексею, но она его не достигает. И Анна сама едет на извозчике на вокзал, чтобы явиться в имение Вронских для решительного объяснения, или чтобы броситься под поезд?
Чёрные кони с чёрным извозчиком бешено несут карету с Анной, у которой путается сознание, и понятно, куда они её несут — Шахназаров не даёт саму трагическую сцену, всё и так предельно понятно.
Вронский вспоминает эти подробности, когда японцы превосходящими силами атакуют полевой госпиталь, Сергей Каренин даёт ещё хромающему после ранения Вронскому коляску, чтобы он немедленно уехал: полковник Генерального штаба не должен попасть в плен к японцам. Но Вронский сажает в коляску молчаливую китайскую девочку, наверное, вспоминая английскую девочку, ставшую поводом для его ссоры с Анной. И как старший по званию, приказывает Сергею Каренину немедленно уходить с госпиталем: «Я в плен не попаду, но задержу японцев с отрядом пехоты хотя бы на час».
- А знаешь, Анна может быть и не погибла тогда, она скрылась где-нибудь, - говорит напоследок Вронский Сергею Каренину.
- Что такое вы говорите, её же похоронили, - недоумевает Каренин, - о чём он говорит в такой момент? Сошёл с ума?
Но Алексей Вронский не сошёл с ума, он принимает командование над отрядом пехотинцев, отдаёт расчётливые приказы. Он идёт на последнее свидание со своей Анной. В памяти его всплывает перрон вокзала, по которому идёт он, молодой офицер, к стоящему в клубах пара поезду...
Виктор Каменев
04.01.2021
P.S. Большое спасибо Карену Шахназарову за прекрасный фильм, всем актёрам - за прекрасную игру.