Как-то так случилось, что мы, рассказывая о подвигах советских воинов разных видов и родов войск на фронтах, очень мало знаем о военной работе санитаров — неприметных тружеников Великой Отечественной войны.
К тому же, отдавая дань за спасенные жизни миллионов советских бойцов и командиров военным врачам, медицинским сестрам и всем медработникам Советской Армии и Военно-морского флота, в большинстве случаев встает в памяти женский образ. Земной им, нашим мамам и бабушкам, поклон. К слову, и моя мама Любовь Евдокимовна выхаживала раненых в госпиталях, имела воинское звание младшего лейтенанта медицинской службы.
У фронтового поэта А. Попова есть такие строки, берущие за душу:
Из брезента палатки стояли,
Отгорели от солнца, жары.
В них от смерти солдата спасали,
Нежно чуткие руки сестры.
Но справедливости ради нужно сказать, что для того, чтобы вытащить раненого с поля боя, нужна была прежде всего физическая сила, поэтому среди санитаров преобладали все-таки мужчины, не говоря уже об их помощниках-носильщиках. А об исключительной важности их боевой работы свидетельствует этот документ — приказ Народного комиссара обороны СССР №281 от 23 августа 1941 года:
«Для поощрения боевой работы военных санитаров и носильщиков ввести следующие представления о награждении: 1. За вынос с поля боя 15 раненых с их винтовками или ручными пулеметами представлять к правительственной награде медалью «За боевые заслуги» или «За отвагу» каждого санитара и носильщика; 2. За вынос с поля боя 25 раненых — представлять к правительственной награде орденом «Красная Звезда»; 3. За вынос с поля боя 40 раненых — представлять к правительственной награде орденом «Красное Знамя» ; 4. За вынос с поля боя 80 раненых — представлять к правительственной награде орденом Ленина».
Этот рассказ посвящается военному санитару 246 гвардейского стрелкового полка, нашему земляку из деревни Подосье Березовского района Брестской области Владимиру Николаевичу Чижу. Кавалер двух высоких боевых орденов: Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени в заключительных боях во время штурма Берлина был тяжело ранен, скончался в госпитале и покоится на мемориальном кладбище советских воинов в столице Германии в Трептов-парке, где похоронено 7 тысяч 200 бойцов и командиров Советской Армии. Поэтому приведу слова его собрата по боевой работе санитара Георгия Зайцева, чтобы читатель мог представить хотя бы немного, что выпало на долю Владимира Чижа: «Сплошной рев моторов, лязг металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… Я видел, как от выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало в спираль стволы орудий, трескалась броня, фейерверком горел металл... Но это не снижало ярости людей. Если танки были подбиты, а экипаж жив, то танкисты выбирались из своих разбитых машин, искали на поле вражеские экипажи, тоже оставшиеся без техники, и схватывались врукопашную. Вот в такой кромешной обстановке нам, санитарам, приходилось спасать жизни своих сослуживцев».
Боевой путь Владимира Чижа начался в сентябре 1944 года, он в составе полка прошел огненными дорогами Польши и Германии и остался в памяти однополчан человеком смелым и бесстрашным. Между собой его называли «ангелом в окровавленной шинели», ведь, вытаскивая раненых бойцов и командиров с поля боя под огнем врага, бурыми пятнами на его обмундировании оставалась их кровь… А только в боях 14 и 15 января 1945 года Владимир Николаевич вынес и отправил в медсанбат, оказав первую помощь, 25 бойцов и офицеров с их личным оружием и в соответствии с приказом Наркома обороны был награжден орденом Красной Звезды. В найденных на сайте Министерства обороны России документах «Подвиг народа» наш земляк характеризуется не только как санитар, но и как воин, принимавший непосредственное участие в боях: «24 апреля 1945 года, когда противник перешел в контратаку, тов. Чиж собрал группу бойцов, возглавил их, приняв неравный бой и успешно удержав рубеж. В этой ожесточенной схватке тов. Чиж лично уничтожил 22 гитлеровца». За этот подвиг Владимир Николаевич был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени!
В этом тяжелейшем бою Владимир Николаевич Чиж был тяжело ранен и отправлен в госпиталь, но врачи не смогли спасти его жизнь… В родной деревне у него осталась жена с двумя сыновьями, в 60-е годы прошлого века один из них уехал на учебу в Волгоград, а второй был призван в ряды Советской Армии. В родные края они уже не возвращались. Впоследствии уехала и сама Янина Карповна, предположительно, для воссоединения с сыновьями. Так оборвалась, к сожалению, связь с семьей героя.
Автор статьи: Владимир Касьянов
Автор фото: в качестве иллюстрации из открытых интернет-источников