Если раньше говорилось о необходимости привить ученикам любовь и привязанность к конкретному виду единоборств, то на этапе углубленного совершенствования задача ставится более конкретно - сформировать мотивацию спортивной деятельности.
Опыт и научные знания показывают, что поведение человека, его действия, поступки и деятельность в целом носят не спонтанный характер. Они обусловлены особым устойчивым состоянием человека, которое принято называть мотивацией. Благодаря мотивации человек преодолевает трудности повседневной жизни, действует или наоборот, бездействует в тех или иных обстоятельствах, посвящает всю свою жизнь тому или другому делу. Одним словом мотивация незримо присутствует в каждом действии и поступке человека и ведет его по жизни от одной цели к другой.
Мотивация это особое устойчивое состояние человека, возникающее в результате непроизвольного, подсознательного соотнесения им своих потребностей и способностей с предметом конкретной деятельности. Совпадение этих начал активности приводит человека к постижению смысла занятия конкретной деятельностью и ведет к возникновению системы целей, направленных на овладение ее предметом.
Как видно из приведенного определения, узловыми в понимании мотивации являются несколько понятий. Прежде всего - это предмет деятельности. Любая деятельность имеет свой предмет, под которым понимают то, на что направлена активность человека. В спорте в качестве предмета выступает спортивный результат. Другое понятие - это потребности. Под потребностями обычно понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо.
Что же касается способностей, то под ними следует понимать умственный и физический потенциал, заложенный в человеке или приобретенный в предшествующей жизни, позволяющий овладеть конкретной деятельностью.
Раскрыв суть основных понятий, попытаемся показать какие стадии проходит процесс формирования мотивации спортивной деятельности. Для того, чтобы внести ясность в это сложное явление, разберем несколько упрощенную ситуацию и представим, что конкретный индивид реализует в спорте одну единственную потребность, связанную с самоутверждением. Потребность в самоутверждении (получение оценки со стороны окружающих людей) является очень серьезной предпосылкой формирования мотивации, однако наличие потребности само по себе еще не является гарантом того, что человек начнет действовать. Потребность - это лишь условие возникновения мотивации. Мотивация появляется только тогда, когда потребность, допустим в самоутверждении, найдет себя в предмете конкретной деятельности. В нашем случае эта потребность должна совпадать с предметом спортивных единоборств. То есть, человек в какой-то момент вдруг ощущает непреодолимую тягу к занятиям тем или иным видом единоборств. Происходит это потому, что в его подсознании произошло как бы опредмечивание потребности в самоутверждении. Он словно почувствовал, что хочет самоутверждаться ни в учебе, ни в труде, а именно в спорте.
Совпадение потребности с предметом спортивной деятельности - это первая стадия формирования мотивации. Период ее слабой устойчивости, поскольку еще не ясно, в какой мере субъект обладает потенцией к овладению конкретной деятельностью. Эта стадия психологически характеризуется осознанием субъектом личностного смысла занятий конкретной деятельностью и тем, что в его сознании возникают цели, ведущие к овладению предметом данной деятельности.
Приведенные стадии формирования мотивации, соответствуют этапам многолетней подготовки единоборцев. Есть все основания предполагать, что на начальном этапе мотивационная сфера характеризуется лишь совпадением потребностей занимающегося с предметом спортивных единоборств. Но поскольку сам предмет деятельности в сознании подростка еще представлен весьма смутно, да еще и не ясны способности индивида в овладении им, приходится пока еще говорить не о мотивации, а лишь о формировании любви и привязанности к конкретному виду спорта. В этот период обычно наблюдается большая текучесть состава групп занимающихся, обусловленная неустойчивостью мотивационной сферы.
На следующей стадии формируется такое психическое состояние, которое с полным основанием можно определить как мотивация к конкретной деятельности. Оно, прежде всего психологически характеризуется устойчивостью и целеустремленностью субъекта, благодаря осознанию им личностного смысла, серьезного занятия конкретной деятельностью, в частности, спортивными единоборствами. Правда этим не ограничивается процесс формирования мотивации. Существует еще более высокая стадия, именуемая в спорте как мотивация достижения высшего результата. Это наиболее устойчивое состояние личности обычно свойственное этапу реализации индивидуальных возможностей. Его характеризует наиболее полное совпадение потребностей и способностей спортсмена с самым высоким спортивным результатом.
Теперь вернемся непосредственно к вопросу формирования мотивации спортивной деятельности. Вся сложность решения этой задачи заключается в том, что на этапе углубленного совершенствования практически не срабатывают те потребности, которые удерживали подростка в группе начальной подготовки. С одной стороны потребности, как правило, имеют свойство исчезать по мере их удовлетворения, с другой, растут требования, которые предъявляют спортивные единоборства к самому спортсмену. На втором этапе спорт забирает у атлета не только больше времени, он постепенно поглощает его всего полностью и, естественно, эта полная самоотдача не может быть реализована лишь на основе потребности быть сильным и здоровым или потребности в познании или общении. Дело в том, что после двух-пяти лет занятий единоборствами подросток превратится в крепкого юношу, давно удовлетворившего свои потребности в силе, здоровье, новых впечатлениях и т.п. Поэтому, если тренер собирается дальше с ним работать и вести его к трудным вершинам высшего спортивного мастерства, то он обязан (если не сделал этого еще раньше) пробудить в своем ученике главную социальную потребность - это потребность в самоутверждении, самовыражении, исполнении общественного долга, которая, по существу, может быть названа как потребность в положительной оценке окружающими людьми.
Учитывая сказанное, тренер, если он рассчитывает подготовить из своего ученика мастера международного класса, должен на этапе углубленного совершенствования (а может быть и еще раньше) актуализировать в его сознании потребность в самоутверждении через спорт. (Демин В.А.,1975; Ермак Н.Р., Пилоян Р.А., 1998; Пилоян Р.А.,1990, 1991 и др.). Тренер должен убедить родителей в том, что спорт позволит юноше полностью самореализоваться, раскрыться как общественно-полезной, уникальной личности. Более того, спорт для талантливого человека может стать предметом удовлетворения его материальных потребностей, поскольку на этапе углубленного совершенствования общество, понимая трудность достижения высоких результатов в спорте и их общественную ценность, начинает активно стимулировать тех, кто посвящает себя этой непростой деятельности.
Формирование мотивации спортивной деятельности не ограничивается актуализацией (опредмечиванием через спорт) ведущих потребностей спортсмена. Не меньшее значение имеет и расширение его способностей. Под этим мы понимаем не только его физические кондиции, умения и навыки, то, что у С.Л. Рубинштейна (1976) названо внешними способностями, но, прежде всего постижение секретов самого единоборства. В этом вопросе роль тренера не заменима. Правда есть тип наставников, которые свою задачу видят лишь в том, чтобы указывать ученику на ошибки или подсказывать, как следует действовать в той или иной ситуации. Они не знают, что от слов до дела, от понимания до исполнения лежит огромная дистанция. Задача тренера так строить процесс подготовки, чтобы ученик не просто знал о том или другом возможном решении двигательной задачи, а сам решал эти задачи в условиях, близких к соревновательным или даже еще более трудных. Одним словом, тренеру следует умело организовать процесс тренировки, чтобы спортсмен не теоретически, а практически разбирался во всех тонкостях единоборств. Это послужит сильным стимулом формирования устойчивой мотивации спортивной деятельности.
Таким образом, тренер, работающий на этапе углубленного совершенствования должен уметь активно формировать устойчивую мотивацию к занятиям единоборствами. Для этого ему необходимо проводить работу по актуализации (опредмечиванию через спорт) потребностей в моральной оценке со стороны общества, а также по углублению профессионального владения конкретным видом единоборства.
В психологии спорта сложилось не совсем правильное понимание того, от чего зависит формирование у спортсмена необходимых для данной деятельности психических качеств, таких как смелость, целеустремленность, дисциплинированность, самостоятельность и многих других. Ошибка заключается в том, что вопрос развития перечисленных качеств рассматривают в отрыве от мотивации. Из приведенного понятия «мотивация» видно, что целеустремленность как факт наличия в сознании индивида цели и ее выраженности, полностью зависит от характера и уровня мотивации человека. Дело в том, что цель - постоянный атрибут мотивации, ее реальное проявление в сознании и деятельности. Точно также от характера и уровня мотивации зависят и другие психические качества. Если человек мотивирован, то значит, он осознает личный смысл того, что он делает, следовательно, он будет и решителен, и смел и проявит все другие психические свойства, которые нужны для победы. Это суждение, конечно, не исключает необходимости специальной работы по формированию важных для единоборца психических качеств, но она принесет пользу только в том случае, когда у спортсмена есть мотивация серьезного, профессионального овладения конкретным видом единоборств. Иначе эти усилия не дадут результата.
Другая важная особенность психики связана с тем, что все важнейшие качества формируются только в самой деятельности и в связи с этим имеют свою специфику. Покажем это на примере такого важного для спортсмена свойства как смелость. В практике даже бытует убеждение, что смелость - это врожденное свойство характера. Сколько ярлыков о не перспективности было роздано спортсменам при обнаружении на соревнованиях отдельных признаков страха, растерянности, нерешительности? В то время как доказано, что неуверенность, страх, как правило, являются следствием неподготовленности конкретного спортсмена к выступлению на данном соревновании. Они спутники того спортсмена, у которого есть пробелы в мастерстве, есть серьезные, возможно не выявленные, недостатки в подготовленности (Симонов П.В.,1981 и др.). Мысль о том, что смелость не врожденное, а определяемое условиями деятельности качество, подтверждают многочисленные примеры, когда один и тот же человек в одних условиях может оказаться трусом, а в других, отчаянно смелым бойцом. Поэтому, вместо того, чтобы вешать ярлыки, тренеру необходимо разобраться в причинах отрицательных психических состояний спортсмена и путем целенаправленного устранения пробелов в подготовленности, в мастерстве сформировать чувство уверенности в своих силах, смелость и решительность.
Перечень вопросов для зачета:
1. Проблема способностей в боксе.
2. Методика формирования коронного атакующего действия.
3. Тактика ведения поединка.
4. Методика формирования комбинационного стиля ведения поединка.
5. Составить годичный план подготовки боксеров на этапе углубленного совершенствования. Подробно описать мезоцикл перед главным соревнованием.
6. Сущность, компоненты и пути формирования спортивной мотивации.