В 2019 Октябрьский суд Новосибирска по нашему иску взыскал с изготовителя Lifan X60 900 000 р. по причине существенных недостатков: ржавчина после перекраски капота, дверей, крышка багажника, менялся датчик ABS (при котором эксплуатация запрещена), 4 раза «свистевший» ремень демпфера.
Фишка в том, что иск был к 2 ответчикам: российскому заводу–ДерВейс (банкрот с долгом 7,4 млрд.) и дистрибьютору–Лифан Моторс Рус. Из‑за банкротства завода деньги мы просили взыскать с Лифана. Если суд не найдет к этому оснований – только тогда с завода. Но суды двух инстанций в иске к Лифану (дистрибьютору) отказали, пояснив, что он по Закону о защите прав потребителей субъектом ответственности не является.
В августе 2020 кассационный суд (Кемерово) удовлетворил нашу жалобу и вернул дело в Новосибирский областной суд, который 25.12.2020 решение Октябрьского суда отменил и взыскал 900 000 р. солидарно с обоих ответчиков. Решения еще нет, но в определении кассационного суда написано о наличии между заводом и Лифаном договора о гарантийном обслуживании, по которому Лифан принимает и удовлетворяет претензий конечных покупателей машин, организует их гарантийное и послегарантийное обслуживание. Т.е. является уполномоченной изготовителем организацией, а значит и субъектом ответственности за качество авто.
Казалось бы – победа! Но. По данным системы Спарк, в 2019 Лифан убыточен. Весь концерн Lifan, включая китайские компании с августа 2020 проходят масштабную аудиторскую проверку, после которой будет принято решение о ее жизнеспособности, в том числе и в России. Новых машин в Новосибирске уже нет.
Поэтому 30.12.2020 мы направили в суд заявление об обеспечительном аресте активов Лифан Моторс Рус, поскольку теперь и он под угрозой банкротства.
Так вот, выиграть дело и получить положительное решение суда–не самое главное. Важнее финансовая состоятельность ответчика. Поэтому перед каждым делом мы ее проверяем.
Наша рекомендация: до покупки автомобиля, внимательно изучите договор, в том числе сервисную книжку; выясните по ПТС кто является изготовителем, есть ли в России уполномоченная изготовителем (продавцом) организация, импортер.
Это позволит в случае иска о качестве расширить перечень лиц, с которых можно взыскать деньги. Тем более после пандемии, когда вероятность банкротств существенно выше.
Если ваш автомобиль ломается, и не дает вам насладиться вождением – пишите, мы разберемся.