Найти тему
Бумажный Слон

Почему мы плачем над выдуманными персонажами?

Автор: Тео

Давно думаю над этим. Иногда мне приходилось слышать от некоторых людей, что им не страшно смотреть фильмы ужасов, потому что они знают, что всё происходящее в фильме (или написанное) - выдумка. Некоторые даже засыпают, вместо того, чтобы бояться.

Другие говорят, что не плачут, когда наблюдают за страданиями персонажей, не плачут от трогательности момента, не плачут во время трагических сцен, когда с главным персонажем происходит нечто ужасное.

И тоже по той причине, что понимают, что это книга/фильм, а потому можно смотреть спокойно, не переживая за тех, кого не существует. Или по каким-то иным причинам. Например, потому, что им не жалко кого-либо вообще, в принципе, тем более выдуманных личностей. Встречался с людьми, которые с некой гордостью делились своей неспособностью к сочувствию, то есть, когда разделяешь горе человека, иногда даже проливая слёзы при этом.

И, словно бы для оправдания, объясняли, что жалеть людей - это страшный грех и невероятная мерзость, уверяя при этом, что готовы помочь кому-нибудь, но только с ледяным безразличием и бесстрастным холодком в глазах. Словно бы обколовшись препаратом для лишения эмоций из фильма "Эквилибриум".

По какой причине я плачу над выдуманными персонажами, которых нет и никогда не было? Может быть, потому, что я настолько впечатлительный, что меня легко увлечь в выдуманный мир, чтобы я поверил в него? А другие, к примеру, имеют более устойчивую психику и самообладание. Просто так не проведёшь, в общем...

Помню, как сказал однажды, что плакал над тем моментом в фильме "Интерстеллар", когда главный герой рыдает, глядя на сообщения своей дочери, которая взрослеет у него на глазах и теряет веру в то, что отец вернётся, после чего прощается с ним навсегда, говоря, что "отпускает его".

Услышав это, моя знакомая сказала, что тоже плакала. И с явным удовольствием сообщила, что плакала над научными несоответствиями этого фильма, явно довольная получившейся остротой. Я ведь признался, что плакал. Сказал, что был потрясён этим моментом. И потрясение моё было не выдуманным, а настоящим, как и мои слёзы. Но в ответ я получил снисходительную шутку, а потом пояснения, почему фильм отстойный.

С тем посылом, что если фильм имеет какие-то вопиющие недостатки, то плакать над ним неправильно и нелогично. Можно только плакать от того, насколько этот фильм ужасный. Но...

Почему я плачу иногда над персонажами, даже если книга/фильм не очень хороши, а персонажи недостаточно тщательно проработаны?

Я думал над этим давно. И нашёл ответ.

Мои слёзы вызывают не выдуманные персонажи. Я плачу над отцом, который пропустил взросление своей дочери, потому что мой отец пропустил моё взросление, лет с десяти до совершеннолетия. Я плачу, потому что знаю истории людей, столкнувшихся с подобными проблемами...

И речь не про отдельную конкретную ситуацию, не про плачущего персонажа фильма "Интерстеллар". Есть много других реальных ситуаций, которые я пережил сам или наблюдал со стороны, про которые читал, слышал, видел своими глазами...

Выдуманное касается моей души, как пальцы пианиста - клавиш, после чего воображаемые ноты превращаются в мою настоящую боль, страницы книги обжигают пальцы настоящими, а не выдуманными мучениями людей.

Экран, на котором я открываю плеер со скачанным фильмом, открывается окном в настоящий мир. В лицо дует ледяной ветер, впиваясь снежной крупой в моё незащищённое лицо. И я плачу...

Не над выдуманными персонажами, над настоящими людьми.

Источник: http://litclubbs.ru/posts/3532-pochemu-my-sochuvstvuem-vydumannym-personazham.html

Ставьте пальцы вверх, делитесь ссылкой с друзьями, а также не забудьте подписаться. Это очень важно для канала.

Литературные дуэли на "Бумажном слоне": битвы между писателями каждую неделю!