Удивительным образом переплелись в произведении Виктора Гюго «Отверженные» романтика и боль.
Роман французского писателя, на первый вгляд, поднимает остро-социальные проблемы своего времени, а так же общества в целом (вне времени).
Это и проблема матерей-одиночек и детей без присмотра, проблемы сирот, бедных, нищих, проблемы несправедливости наказания для бедных (каторга при малейшем проступке), отсутствие социальной защищенности. При этом богатым позволено все, и никакого наказания за их преступления, растраты, превышение полномочий - не следует. ⠀
Варварство Франции
Интересно было узнать, что во Франции 19 века сохранились совершенно варварские методы эксплуатации людей. Из-за необходимости в дешевой рабочей силе для работы на галерах французские короли, подобно современной Америке, увеличивали число заключенных и использовали их в качестве рабов. Ничто не ново под Луной. Все это уже было осуществлено столетия назад во Франции.
Мало того, что за любой проступок нищих отправляли на галеры, так еще и детей-беспризорников и детей нищих (даже не беспризорных!) ловили на улицах и отправляли на галеры как заключенных. Человек не успел вылупиться из яйца, а его жизнь уже предопределена каторгой.⠀
При всех этих обстоятельствах можно ли осуждать революционеров, которые строили баррикады и по несколько раз свергали правителей? Поэтому автор и не занимается осуждением революционеров, из-под его пера получаются весьма вдохновляющие образы.
При этом роман имеет ярко-выраженные черты романтизма
Герои часто лишены отрицательных качеств (Казетта, Фантина, Жан Вальжан), а в тексте в изобилии встречается превосходная степень прилагательных и схожих по смыслу прилагательных (самый мучительный момент, бесконечная мука и тд).
Но несмотря на этот недочет, сюжет не даст заснуть, действия быстро сменяются другими, есть интрига, есть напряжение. А главное, показаны крупные события мятежной Франции 19 века.
И все-таки удивило сочетание буржуазности и революционности в романе.
Герои, несмотря на сочувствие борцам за свободу, находят счастье в капитале. Как будто счастье может существовать только при крупных деньгах, и никак иначе. Виктор Гюго словно говорит, что бороться за права и свободы народа нужно, но пусть этим занимается сам народ, а другие классы пусть стоят в стороне. Это, с одной стороны, верно. А с другой стороны, это предопределило отношение народа к этим самым классам, когда грянул гром. Из-за этого впечатление о романе было несколько смазано. Но при всем романтизме, тем не менее, эта книга - срез своего времени.
Какие впечатления у вас о книге? Нравятся ли вам французские писатели?