А если этот отец - фашист?
Фильм "Наши матери, наши отцы" буквально разгромлен критикой - пересмотр! Итогов! Караул!!! Это "в результате такого кино появился Коля из Уренгоя с его речью про невинных немецких солдатиков под Сталинградом!"
Если критика истерит - надо смотреть. Хотя бы чтобы составить своё мнение.
И не смогла оторваться. Если так впечатляет, это - хорошо. Но где же в нём "пересмотр"? Авторы вглядываются в поколение отцов, пытаясь решить для себя: есть ли возможность их "чтить"? Ну раз надо? Заповедь ведь ничего не говорит об исключениях?!
Сразу сообщается, что все персонажи - подлинные. Речь идёт о дворовой компании, друзьях с детства. Трое мальчиков, две девочки. Выросли вместе - и война застала их как раз в "армейском" возрасте.
Это они перед мобилизацией. Молоды, счастливы, уверены, что война продлится лишь пару месяцев - а потом всё у них будет ещё лучше, чем было.
Один из друзей - еврей и, казалось, он мог стать только жертвой. Но - повезло. Главное - сам оказался не овцой. И побег, и партизанский отряд (польский). Поляки оказались антисемитами не лучше немцев (в нашем фильме ни за что бы этого не показали!)
Другой - офицер. У него - долг, и все сомнения он в себе нещадно давит. И в себе, и в своём "никчёмном" братишке, который пошёл в армию по мобилизации - но воевать не хочет.
Но именно этот "пацифист" и станет отмороженным убийцей. Очень скоро. Потому, что иначе не выжить, и потому, что - защита психики. Ведь если трезво оценивать происходящее, надо просто застрелиться самому.
Девчонки. У одной кой - какой голосишко, и она становится "звездой" эстрады, ценой постели с "кем надо". Надоела благодетелю - и кончилось счастье.
Другая - случай куда более интересный: честная, деятельная искренне желает помочь фатерлянду - и идёт на курсы медсестёр. Очень скоро оказывается на оккупированной территории - госпиталь в помещении большой, помпезной сталинской школы.
По утрам у госпиталя собирается кучка жалких, отощавших "местных" - просят работы. И хлеба.
Одна из просительниц - врач.
Похлопотала медсестричка - врача взяли. Женщина работает хорошо, но... что - то в ней не так. Немочка догадалась - еврейка! Тут же побежала и донесла. Врача расстреляли.
Доносчица, так озабоченная безопасностью раненых солдатиков, работает до конца войны. До той минуты, когда, уже под Берлином, в госпиталь врываются русские "варвары", и конечно же, добивают её подопечных. Ох и запаниковала, когда дуло направили и на неё!
Но тут появилась русская женщина - офицер, и остановила солдат: "С такими вот мы будем строить новую Германию!" Имеется ввиду - с такими вот честными, работящими дурами.
Что же, по мнению критиков, в фильме не так? Надо бы, чтобы в компании было ещё человек десять которые ломанулись на восток за землями и рабами?
А этим юнцам, таким обычно - типичным, не нужны были ни земли, ни рабы - они просто не умели говорить "НЕТ". У кого не хватало знаний, у кого - характера, у кого - просто дальновидности.
И не слишком ли смело утверждать, что мы - то "совсем не такие"?
***
А если речь идёт не о балбесах студенческих лет, а о детях? Восьмилетних?
Повесть ирландского писателя Джона Бойна "Мальчик в полосатой пижаме", написанная в 2006 году, переведена на 30 языков, экранизирована. Книжка о войне для юных читателей оказалась неожиданно востребованной. А ведь она написана по канонам сказки: смоделирована ситуация неправдоподобная, но развитие её абсолютно логично. Фильм, в сравнении с книгой, лаконичен и... более эпичен.
Освенцим. Даже в эпоху всеобщей беспамятности непросто найти человека, которому ничего не говорит это название. Не просто концлагерь - образцовая фабрика смерти, где с немецкой педантичностью уничтожено и "утилизовано" четыре миллиона человек.
Нам сложно себе представить, что у палачей тоже были дети. И эти дети любили своих отцов, и очень хотели ими гордиться!
Восьмилетний Бруно - сын коменданта Освенцима.
Он верит, что отец день и ночь работает ради счастья фатерлянда, но ему интересно, просто интересно - в чём заключается эта работа? Там, откуда доносится жуткий запах чёрного дыма?
Ему запрещают даже смотреть в сторону "фермы, обтянутой проволокой", но Бруно, конечно же, отправляется туда на разведку. И знакомится со Шмулем - своим ровесником из другого мира. Из концлагеря.
Это знакомство - единственное фантастическое допущение в повествовании: система охраны Освенцима была построена так, чтобы исключить всякую возможность общения с местным населением. Но об этом забываешь - настолько драматична история дружбы - предательства - прощения...
И когда Бруно решается проползти под колючей проволокой к своему другу, да ещё для конспирации переодеться в "полосатую пижаму", финал становится абсолютно неотвратимым! Дети погибнут в одной газовой камере. И в печи образцовой конструкции (которую усовершенствовал отец Бруно) будут "утилизованы". Обращены в пепел.
Это - больше, чем рассказ, это уже эпос. Несмотря на конкретные "обстоятельства места и времени". Потому, что это не только и не столько о войне, сколько о непреложном законе равновесия, справедливости, о неотвратимости возмездия.