Найти тему
Разноцветные грани

Зинаида Серебрякова. Портреты дочерей у новогодней ёлки

Многим знаком написанный в 1922 году портрет Кати, младшей дочери художницы Зинаиды Серебряковой.

Зинаида Серебрякова. Катя в голубом у ёлки. 1922 г., Бумага на картоне, пастель 63,6 х 47,5 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Зинаида Серебрякова. Катя в голубом у ёлки. 1922 г., Бумага на картоне, пастель 63,6 х 47,5 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Этот портрет находится сейчас в ГМИИ имени А.С. Пушкина, куда поступил в конце 1980-х в составе коллекции изобразительного искусства И.С. Зильберштейна, насчитывающей более 2000 произведений. Эта коллекция стала основой Музея личных коллекций.

Написан портрет в 1922 году — в период, когда Зинаида Евгеньевна с детьми и матерью жила в Санкт-Петербурге (вернее, в Петрограде — так город назывался с августа 1914 года до 26 января 1924, когда после смерти В.И. Ленина был переименован в Ленинград). Несмотря на нелегкую жизнь в тот период, дядя художницы, Александр Николаевич Бенуа, следуя семейным традициям, продолжал ежегодно устраивать новогодние ёлки. Специально к празднику шились карнавальные костюмы, готовились выступления детей и взрослых. Зинаида Серебрякова запечатлела эти праздничные мгновения в портретах дочерей — Кати и Таты (Татьяны).

Правда, случилось так, что если портрет Кати известен многим и его репродукции часто размещают в различных публикациях, то не менее замечательный портрет Таты почти не известен широкому зрителю.
Этот портрет сейчас хранится в художественном музее города Днепр (так сейчас называется Днепропетровск), куда попал в 1936 году из коллекции И. Бродского. Поскольку рисунки пастелью требуют бережного хранения, свет им вреден, экспонируется портрет нечасто. Шанс увидеть его воочию у нас не очень большой, поэтому предлагаю полюбоваться его репродукцией.

Зинаида Серебрякова. Портрет дочери Таты. 1922 г. Бумага, пастель. Художественный музей г. Днепр, Украина
Зинаида Серебрякова. Портрет дочери Таты. 1922 г. Бумага, пастель. Художественный музей г. Днепр, Украина

Оба портрета — прекрасные образцы пастельной живописи. Зинаида Серебрякова начала работать в новой для себя технике пастели в 1921 году. Непосредственной причиной явилось отсутствие хороших масляных красок и темперы, но, овладев пастелью, художница оценила возможность более быстрой работы над портретами, а также чистоту, легкость, чудесную бархатистость поверхности изображения, которые даёт эта техника.

Изумительные портреты, прекрасно передающие радостную атмосферу праздника! Жаль, что эти портреты сестёр из семейной коллекции попали в разные частные собрания, а потом в разные музеи. Ещё больше жаль девочек, которые через несколько лет после написания этих портретов расстанутся на долгие десятилетия: Катя в 1928 году уедет в Париж к матери, Тата останется в Москве. Впервые после долгой разлуки они увидятся лишь в 1960 году, когда Татьяна, получив французскую визу, смогла ненадолго приехать в Париж. Но в 1922 году ни Зинаида, ни девочки не знают о предстоящих невзгодах и испытаниях, а радуются празднику и надеются на лучшее.