Многим знаком написанный в 1922 году портрет Кати, младшей дочери художницы Зинаиды Серебряковой.
Этот портрет находится сейчас в ГМИИ имени А.С. Пушкина, куда поступил в конце 1980-х в составе коллекции изобразительного искусства И.С. Зильберштейна, насчитывающей более 2000 произведений. Эта коллекция стала основой Музея личных коллекций.
Написан портрет в 1922 году — в период, когда Зинаида Евгеньевна с детьми и матерью жила в Санкт-Петербурге (вернее, в Петрограде — так город назывался с августа 1914 года до 26 января 1924, когда после смерти В.И. Ленина был переименован в Ленинград). Несмотря на нелегкую жизнь в тот период, дядя художницы, Александр Николаевич Бенуа, следуя семейным традициям, продолжал ежегодно устраивать новогодние ёлки. Специально к празднику шились карнавальные костюмы, готовились выступления детей и взрослых. Зинаида Серебрякова запечатлела эти праздничные мгновения в портретах дочерей — Кати и Таты (Татьяны).
Правда, случилось так, что если портрет Кати известен многим и его репродукции часто размещают в различных публикациях, то не менее замечательный портрет Таты почти не известен широкому зрителю.
Этот портрет сейчас хранится в художественном музее города Днепр (так сейчас называется Днепропетровск), куда попал в 1936 году из коллекции И. Бродского. Поскольку рисунки пастелью требуют бережного хранения, свет им вреден, экспонируется портрет нечасто. Шанс увидеть его воочию у нас не очень большой, поэтому предлагаю полюбоваться его репродукцией.
Оба портрета — прекрасные образцы пастельной живописи. Зинаида Серебрякова начала работать в новой для себя технике пастели в 1921 году. Непосредственной причиной явилось отсутствие хороших масляных красок и темперы, но, овладев пастелью, художница оценила возможность более быстрой работы над портретами, а также чистоту, легкость, чудесную бархатистость поверхности изображения, которые даёт эта техника.
Изумительные портреты, прекрасно передающие радостную атмосферу праздника! Жаль, что эти портреты сестёр из семейной коллекции попали в разные частные собрания, а потом в разные музеи. Ещё больше жаль девочек, которые через несколько лет после написания этих портретов расстанутся на долгие десятилетия: Катя в 1928 году уедет в Париж к матери, Тата останется в Москве. Впервые после долгой разлуки они увидятся лишь в 1960 году, когда Татьяна, получив французскую визу, смогла ненадолго приехать в Париж. Но в 1922 году ни Зинаида, ни девочки не знают о предстоящих невзгодах и испытаниях, а радуются празднику и надеются на лучшее.