Панцерваффе (нем. Panzerwaffe) - танковые войска нацистской Германии, входящие в состав сухопутных войск вермахта и войск СС.
Крайне мало фото и текстовой информации мы можем встретить в общем доступе сети, которая связана со сваркой немецкой бронетехники в гитлеровской Германии. Однако обобщенные достоверные сведения различных источников, в том числе и личные материалы автора статьи, всё же помогут нам "нарисовать" общую "картину" и разобраться в этом интересном вопросе: "Как "варились" немецкие танки❓"
Танкостроение III Рейха: сварка в тылу.
Работы над проектами первых немецких танков начались ещё до прихода Гитлера - во второй половине 1920-х годов на трех машиностроительных заводах. Производство налаживалось в секретных цехах, в обход Версальскому договору, который после проигрыша немцев в Первой Мировой войне запрещал последним создать военную бронетехнику.
После окончательного прихода нацистской партии к власти в 1934 году процесс пошел гораздо интенсивнее. Заказчиком танкостроения выступало Oberkommando des Heeres (главное командование сухопутных сил) и к концу десятилетия производство находилось в ведении минимум девяти крупных концернов, самые известные из которых были: "Даймлер-Бенц", "MAN", "Хеншель","Рейнметалл" и "Крупп". Эти крупные концерны, в свою очередь, контролировали ещё 32 предприятия, принадлежащих 27 различным компаниям-подрядчикам.
В отличие от СССР, где производство танков полностью осуществлялась на отдельных заводах-гигантах, в нацистской Германии производство было разрозненным. Производственные объекты, для снижения их уязвимости от воздушных бомбардировок - намеренно рассредотачивались. В общем плане всё производство выглядело как огромный "муравейник" с множеством отдельных заводов, детали из которых поступали в сборочные цеха уже крупных концернов.
К примеру, для производства "Пантер" было привлечено 136 заводов-подрядчиков: сваренные корпуса поставлялись 6 заводами, башни, которые также не отливались целиком, а сваривались - ещё 5 заводами и так далее. В целях безопасности одни и те же детали дублировались разными заводами, на случай внезапной потери одного из производств.
Со второй половины 43-го года крупные танковые заводы, расположенные на территории Германии, становились объектом атак со стороны союзной авиации и были вынуждены перемещать некоторые цеха, группы станков вместе с персоналом в безопасные места (маленькие деревушки), а также под землю - в калийные шахты и пещеры.
Ещё большее рассредоточение производства увеличило и так напряженные грузопотоки, однако нацистское правительство вплоть до конца войны гордилось своей производственной логистикой. Шеф министерства промышленности и талантливый архитектор Альберт Шпеер так отзывался о нацистской промышленности:
"Германское производство вооружений не приемлет конвейерного метода США и СССР, а полагается в основном на квалифицированный немецкий труд".
Что качается сварки корпусов танков, то от начала до конца войны её выполняли вручную, с помощью трансформаторов переменного тока и плавящихся электродов. Это резко отличает сварочное производство по уровню и скорости от СССР, где практически с началом войны была налажена ускоренная автоматическая сварка брони под слоем флюса под руководством легендарного академика Е.О. Патона.
Однако недостатков в рабочих кадрах (сварщиках) и оборудованию Германия не испытывала вплоть до конца 1944 года. Кроме немецких сварщиков, довольно большой вклад в танкостроение нацистов произвели присоединённые австрийцы и оккупированные чехословаки. Последним, к слову, сварка самых крупных и секретных танковых проектов не доверялась по политическим соображениям.
Немецкие сварщики в период с 1939 по 1945 год располагали новейшими электродами для сварки различной брони - "Schoch" (3 марки: "Е 37/42", "Еа-150" и "Primus") и "Gutchoffnungshütte" (марки "GHH"), а также лучшими на то время электродами голландской фирмы "Philips" и французской фирмы "Sarazin", которые отличались малым искрообразованием, разбрызгиванием и гигроскопичностью (способность накапливать влагу).
Сварочные трансформаторы, в большинстве, были представлены известной компанией существующей и поныне - AEG (Allgemeine Elektrizitäts-Gesellschaft с нем. - "Всеобщая электрическая компания").
Редкие фотографии одного из самых распространённых сварочных трансформаторов AEG удалось найти в сети (аппарат находится в частных руках в Украине):
*Больше фото этого аппарата Вы можете посмотреть по этой ссылке.
Качество сварных соединений немецких сварщиков также красноречиво говорит о высокой степени подготовки и обладанию отличным оборудованием для того периода.
Не смотря на то, что на то время ни одни из электродов не имели "автоматизации дуги" через, так называемый "чулок" (который позже изобрели советские инженеры -УОНИИ 13), а ровное удержание сварочной дуги было довольно затруднительным - немецким сварщикам удавалось сваривать весьма достойные швы даже по нынешним меркам.
На 1 сентября 1939 года (начало Второй мировой войны) вермахт располагал 3190 танками, готовыми к кровопролитной военной кампании.
Ремонт немецких танков: сварка на фронте
Каждая танковая дивизия вермахта имела в своём составе батальон обеспечения, в который входила ремонтная рота. Немецкие "ремонтники", как правило, располагались за линией фронта и "легкораненые" танки по возможности отбуксировались в их расположение.
Танки, которые требовали более серьёзного ремонта отправлялись эшелонами поездов обратно в Германию на завод изготовитель, однако после переломных моментов на Восточном фронте и бесчисленных отступлений, немецкие танки оставались во владениях советских солдат, которые нередко сами ремонтировали немецкие машины и даже вступали на них в бой.
В целом, сложная и часто ненадёжная конструкция танков задавала немало хлопот немецким мастерам. Немецкий танковый генерал Хайнс Гудериан так вспоминал об этом в своих мемуарах:
- "...приказы Гитлера, требующие конструктивных изменений в процессе производства боевых машин, а тем самым и создания бесчисленного множества различных типов с большим числом запасных частей, были крупной ошибкой. Все это приводило к тому, что ремонт танков в полевых условиях становился неразрешимой проблемой".
Советская техника также очень часто выходила из строя, однако на фронте были шикоро распространены так называемые "летучки" - подвижные ремонтные бригады, которые могли быстро восстанавливать поломанную технику.
У немецкой стороны существование такиех "летучек" не было столь распространено, однако также существовало. Верстак с тисками, инструментом и сварочным оборудованием нередко оборудовали на борту легковой Kfz 2, которая могла оперативно подъехать к "раненному" танку и произвести ремонтные работы.
Немецкими сварщиками на фронте чаще использовалась газовая ацетиленовая сварка, которая не требовала наличия электричества. Кроме прочего с помощью неё можно было быстро удалить заусеницы от попавшего под башню снаряда и возобновить движение башни танка.
Интересный факт:
Советские и английские танки во время Второй Мировой войны, как бы это странно ни звучало, изготавливали и немцы. Однако вместо сварочных трансформаторов и листов брони использовались обыкновенные клей и картон.
Дело в том, что в ходе Второй Мировой войны одно из печатных изданий, по заданию вермахта, занималось выпуском картонных моделей танков в масштабе 1:20. Эти модели собирались в учебных таковых школах и использовали в качестве наглядного примера для молодых танкистов "Панцерваффе". Объёмные модели танков противника помогали лучше понимать неопытным курсантам устройство и слабые места вражеской техники.
🙏С Уважением E.W.