"Расстояние от детских садов и школ до жилых домов, должно быть не более 500 метров, в условиях стесненной городской застройки - 800 метров". Если больше - школа ОБЯЗАНА организовать транспортное обслуживание для доставки учеников. Причем транспортом, предназначенным для перевозки детей. Это одно из требований Роспотребнадзора к новым правилам работы образовательных учреждений, вступившим в силу с 1 января этого года.
Интересно, а как это будет выглядеть в реальной жизни? Сначала педагоги школ должны будут определить каким именно маршрутом ребенок добирается от дома до школы и измерить его на предмет соответствия (или не соответствия) требуемым нормам. После этого, вычислив всех тех ,кто живет "за чертой", организовать для них транспорт, который будет доставлять их в школу и обратно. Интересно, а откуда возьмется тот "школьный автобус" и насколько высока вероятность того, что он успеет собрать всех "удаленщиков" утром к началу уроков? Получится так, что кому-то из детей придется выходить пораньше, причем, возможно на несколько часов. Да и после уроков вряд ли возле школы будет дежурить кучка "транспортных средств", которые будут развозить учеников по мере окончания занятий.
Не получится ли так, что данное требование приведет к тому, что сейчас начнется перевод детей из школы в школу "по прописке"? Да они и так в принципе учатся там, где поближе к дому, исключения составляют профильные школы с углубленным изучением каких-либо предметов. Так у нас в городе, например, есть школы с углубленным изучением французского языка, английского, физики и т.д. Надо ли говорить, что в них собираются дети со всей округи? Но смогут ли даже эти учебные заведения содержать небольшой парк из нескольких автомобилей, чтобы организовать доставку учеников? А ведь наш городок далеко не самый большой в России.
Кроме того, не совсем понятно, почему, если школа находится на более-менее удаленном расстоянии, но и родители и ребенок считают, что учиться ему лучше именно в ней, тот самый ученик не может добраться туда на общественном транспорте ? Или пешком, если идти до нее минут 10-15, а доехать до нее просто не на чем?
Не знаю, как будут "выкручиваться" наши и без того заоптимизированные школы в этой ситуации, почему-то очень слабо верится, что из все моментально обеспечат собственным автопарком, ну хотя бы из двух-трех машин и средствами на их обслуживание и содержание. Вполне вероятно, что следствием станет дальнейший отток кадров, причем сейчас уходить будут руководители - вряд ли кому-то захочется отвечать за невыполнение заведомо невыполнимых требований вышестоящих инстанций. А ведь это только одна из новых рекомендаций, так, например, уже опять заговорили о том, что нужно сокращать количество детей в классах и вводить обучение в две смены.
Когда-то еще во время первой волны "оптимизации" системы дополнительного образования, на собрании работников детских клубов выступал тогдашний заместитель мэра по социальной работе. Человек весьма далекий от работы с детьми и явно имеющий весьма смутное представление о ней. И он просто поделился с присутствующими своими мыслями, прямо сказав, что рабочая неделя у педагога маленькая - ну что это такое 18 рабочих часов в неделю. И правда, вроде немного. Но практики прекрасно знают, что к этим 18 часам (это только время проведенных занятий) добавляются часы, потраченные на подготовку к занятиям, написание учебных планов, подготовку и проведение мероприятий и т.д. А что говорить о спортсменах и туристах, которые неделями работают с детьми находясь в походах, на тренировочных сборах, соревнованиях и т.д.? А формально у них остается прежняя 18-часовая рабочая неделя, хотя уголовную ответственность за детей педагог несет круглосуточно.
И вот сейчас такие же теоретики продолжают процесс. Как легко и просто предложить начинать занятия в разных классах в разное время. А как это сделать? Если у педагога один урок будет начинаться в 9.00, а следующий, например, в 12, сколько уроков за день он успеет провести? Или ему придется находиться в школе с 8 утра до 7 вечера, что бы отработать положенные часы ? И при этом, заметьте, уроков (отработанных часов) за день может быть 3-4, а с учетом перерывов между ними, педагог может провести в школе и часов 7-8 (если школа работает в две смены). И кто выдержит такой график работы? А с учетом того, что в тех же рекомендациях есть предложение по сокращению учеников в классах, нагрузка на педагогов и так будет расти, как только они будут выполнены. И тогда еще острее, чем сейчас, проявится проблема дефицита педагогических кадров.
Причем сказать это, наверное, можно не только об образовании. Очень похожая ситуация, на мой взгляд, складывается сейчас с пресловутыми техосмотрами. Какая связь между этими, такими далекими друг от друга вещами? Может быть никакой, хотя мне кажется что кое-что их объединяет: и там, и там требования предъявляются заведомо невыполнимые: в одном случае из-за того, что в России просто нет такого количества станций техосмотра, которое необходимо для выполнения требований этой реформы, в другом - из-за того, что у наших школ просто нет того количества транспорта, которое необходимы для для своевременной доставки учеников на занятия.
На бумаге все, безусловно, просто замечательно. Все для нашей с вами безопасности. И безопасности наших детей. Но, может быть все-таки, прежде чем принимать такие решения, стоит проанализировать текущую ситуацию и посмотреть, насколько они своевременны и жизнеспособны ?