Сейчас уже, пожалуй, все киноманы знают, что в СССР по требованию цензуры фильмы не только "урезали", но и вовсе "клали на полку".
Справедливости ради следует сказать, что абсолютное большинство этих "полочных" фильмов вышло на экраны еще при СССР.
Тут прослеживается интересная закономерность - фильмы "клали на полку" в основном в шестидесятых, а "доставали с полки" в восьмидесятых.
Поэтому срок "лежания на полке" запрещенных цензурой фильмов, как правило, равен примерно двадцати годам.
Таких фильмов немало на самом деле.
И я решила открыть небольшую рубрику на своем канале - "полочные фильмы", в которой буду рассматривать некоторые из них в попытке понять - за что фильм запретили, имело ли это смысл и насколько фильм заслуживал того, чтобы быть все-таки показанным зрителям.
И первый из фильмов Интервенция - 1968 - 1987 годы.
Фильм снял режиссер Геннадий Полока, который к тому времени себя уже прекрасно зарекомендовал фильмом Республика ШКИД.
Это была экранизация пьесы Льва Славина «Интервенция».
Режиссер довел эксцентрику пьесы до предела, перенеся происходящее в декорации революционного театра.
На главную роль взял восходящую звезду Владимира Высоцкого.
В результате был создан абсолютно новый по тем временам жанр - комедия-буфф.
В фильме снялась целая плеяда прекрасных советских актеров - Юлия Бурыгина, Юрий Толубеев, Ефим Копелян, Сергей Юрский, Ольга Аросева, Валерий Золотухин, Валентин Гафт.
Сергей Юрский, как и положено в классической буффонаде, играет сразу четыре роли.
В общем, несмотря на идеологически правильный посыл фильма, создается ощущение, что революция - это ярмарочный балаган.
Потому можно понять цензоров 60-х, которые фильм запретили. Более того, они его потребовали уничтожить, и только чудом этого не произошло.
В результате в 1987 году фильмы все-таки вышел на экраны СССР.
И это еще не все.
В свое время ходили слухи, что когда появилась информация о том, что был снят фильм о революции в Одессе с шутками и песнями, тут же в срочном порядке начались съемки Опасных гастролей (1970 год) с тем же Владимиром Высоцким в одной из главных ролей.
Впрочем, этот фильм тоже был встречен критикой очень плохо, его практически разгромили.
Тем не менее его выпустили на экраны и фильм пользовался огромным успехом. Его посмотрело больше 36 миллионов зрителей.
Но вернемся к Интервенции.
К этому фильму у меня лично очень сложное отношение.
На одной чаше весов блистательные актерские работы во главе с неповторимым Владимиром Высоцким.
На другой чаше - прекрасные отдельные номера, которые никак не собираются в цельный фильм.
Я помню свое чувство глубокого разочарования после первого просмотра.
Я ждала этот фильм с нетерпением - еще бы, "полочный" фильм, блистательный Высоцкий! Что еще нужно для того, чтобы фильм понравился сразу и безоговорочно?
Когда первое чувство разочарования прошло, при следующих просмотрах мое отношение к фильму изменилось.
Не скажу, что он мне понравился.
Но я стала к нему относиться, как к поиску новых форм, смелому эксперименту, попытке уйти от штампов.
А это тоже не мало. И более того, я считаю, что для шестидесятых годов его запретили в какой-то степени правильно - он просто остался бы не понятым в то время.
В 80-х годах его смогли оценить гораздо большее количество зрителей.
А как вам фильм Интервенция? Как считаете, нужно ли было его запрещать?