Найти в Дзене
Бард-Дзен

Бардовская песня года. Юлия Балабанова.

Юля у нас в этой акции, если не ошибаюсь, пропустила только один год. Да и то не потому, что ничего не написала за целый год, а просто оказалась вне зоны покрытия этой акцией. Не то в Лондоне, не то в Париже. В общем повезло девушке встретить канун нового года где-то там, где акция Песня года не проводится. Зато в прошлом году она ее вела вместо меня. Так вышло, что я должен был сидеть в жюри Больших весен в универе, как единственный, оставшийся здоровым на тот момент режиссер. Юле я в этом смысле безоговорочно доверяю – некогда на заре туманной юности она у меня в радиопроекте про авторскую песню очень здорово себя зарекомендовала. И с той поры, поверьте, стала только круче. Короче, оставляя вечер в Бард-кафе на Юлю, я ни капельки не волновался. Да и, случись такое впредь, тоже волноваться не буду.

Юлия Балабанова. Ее в моей жизни много, и я этому очень рад.
Юлия Балабанова. Ее в моей жизни много, и я этому очень рад.

Но я же здесь не про Балабанову-ведущую, в концертной акции «Авторская песня года» Юля все же намного полезнее в качестве автора. Провести-то и я смогу сам, а вот так написать, и так спеть – это мне точно слабо.

Итак, Балабанова-автор. Это, я скажу вам, явление редкое. И вовсе не потому, что пишет круче всех. Нормально пишет. Бывают у наших пермяков и покруче песни, бывают и у Юли покруче, чем у всех. Но вот Юлин научный подход к отслеживанию динамики развития самой себя как автора – это, согласитесь, и для мужика-то непривычно, а уж для красивой и еще вполне себе молодой женщины и вовсе нонсенс. Но я всегда говорил, еще с тех пор совместной радийной жизни, что у Балабановой в чем-то очень мужские мозги. В прошлом сентябре я придумал в нашем Бард-кафе вечер для самых меняющихся во времени наших авторов, и назвал его «РЖД» по наименованию одной из песен Юли. Это аббревиатура - Реальная Жизнь Догнала. И попросил авторов-участников программы что-то про это написать. Балабанова выдала свой текст, едва не через 5 минут после просьбы. Приведу его целиком. Меня он просто восхитил.

Есть расхожее мнение, что люди пишут в юности: выплескивают в песни свои идеалы и драмы. А потом, взрослея, теряют дар, трезвеют, скучнеют – у каждого своя версия происходящего. И писать уже не хотят/не могут. Я нашла особый кайф в том, чтобы не останавливаться, а переизобретать себя как автора на каждом новом жизненном витке. И мой «творческий путь» – это не следствие того, что я решила: всё, отныне пишу по-другому. А следствие того, что я меняюсь, и по-прежнему писать просто не получается.

Да, реальная жизнь догоняет. Каждый год понимаешь что-то новое про себя и про этот мир, каждый год расстаешься с очередным пакетом иллюзий. Валяешься в депрессиях, вытаскиваешь из них друзей, не хочешь жить, хочешь жить. И этот промежуток: от 35 до 40 (и дальше) – не менее захватывающий по остроте переживаний, чем пубертат. А как мало народу про это пишут и говорят! РЖД – это песни середины жизни. Песни забравшихся на вершину хребта: увидевших всё как есть, уставших и вдохновленных обзором, потерявших в пути часть друзей и приобретших опыт. И теперь стоящих перед выбором: двигаться вдоль по вершине или спускаться «с той стороны». В общем, тем для новых песен – петь не перепеть.

Ну и саму песенку, конечно, обязательно нужно в этом месте поиграть. Тем более, что песня эта – тоже участница программы Песни года. Прошлого года.

Кстати, «переизобретает себя» Юля не только как автора. Балабанова – исполнительница своих песен тоже постоянно меняется. То затеет переделать все свои песни под довольно жесткий рок-н-ролльный состав, то вдруг неожиданно вернется с мягкой бардовской интонации. Сейчас вот ее вдруг увлек весьма интеллигентный и не агрессивный блюз. Причем, в Юлиной интерпретации блюзом становится и рэгги, и даже почти классический вальс. Это блюзовое настроение и блюзовый язык общения сегодняшней Юлии Балабановой.

Я, конечно же, уже слышал, что именно будет звучать в конце января в пермском варианте концертной акции «Авторская песня года 2020», но вам пока не покажу и не скажу. Буду интриговать до последнего. А вот про динамику развития Балабановой-автора позволю себе добавить пару-тройку слов к ее прекрасному тексту. Просто в качестве подводки к последней в этом тексте песне. Не знаю, как уж Юле удается все время нашего знакомства оставаться молодой и красивой – это какой-то отдельный талант, нам мужикам не понять. Но ведь когда-то же придется согласиться на старость, переизобретай себя, не переизобретай! Так вот, Балабанова в будущее смотрит не просто с оптимизмом, она там себе уже все придумала, разработала в деталях, спела и даже стала лауреатом Грушинского с этой песней. И, когда-нибудь, через неизвестно сколько десятилетий Балабанова-старуха вас еще удивит и плясать заставит – век воли не видать!