Найти тему
Недвижимость Москвы

М.Зыгарь “Все свободны: История о том, как в 1996 году в России закончились выборы” . Рецензия

Автор много лет работал журналистом, лично знаком или просто беседовал с некоторыми участниками тех событий (кого-то уже нет в живых).

Большая часть книги - история всего двух лет, с 95 по 96-й. Тут и залоговые аукционы, и предвыборная кампания, и выборы президента.

История выборов президента в 1996 году
История выборов президента в 1996 году

“Удивительно, но из “восходящей звезды” в “старого царя” Ельцин превратился всего за десять лет. Он приехал в Москву из Свердловска в 1985-м году… Ельцин рьяно взялся за дело. Покровительство Горбачева он воспринял как карт-бланш на борьбу со старым аппаратом, увольнял прежнее руководство, набирал новых людей. К примеру, заместителем главы исполкома, то есть главы столичного правительства, взял 50-и летнего Юрия Лужкова”

Цепь событий привела Бориса Ельцина к посту президента. От бодрого энергичного народного героя в 91-м до тяжело больного человека (с несколькими инфарктами) путь занял менее 5 лет. Жизнь народа была тяжелой, многие во всех бедах винили именно Ельцина. Война в Чечне усугубила ситуацию. Большинство населения было против войны.

1995-й - год залоговых аукционов. Бюджету нужны были деньги, собираемость налогов была низкой. Многие товары импортировали через "льготников", которых освободили от пошлин. Предполагалось, что заработанные средства пойдут на финансирование спорта (Национальный фонд спорта", РПЦ, помощь афганцам, чернобыльцам и итд. На деле, фонды продавали "крышу" любым желающим бизнесменам, а большую часть денег делили заинтересованные лица.

Залоговые аукционы были задуманы как трансфер крупных предприятий в частные руки банкиров. Смысл залоговых аукционов - привязать банкиров к итогам выборов, т.е. воспользоваться собственностью можно было лишь при условии переизбрания Ельцина. Решать вопросы с "красными директорами", многие из которых были против приватизации, банкиры должны были самостоятельно. Важное условие - запрет на использование "западных денег". В случае, если аукцион выигрывал "левый участник", можно было поднять вопрос "западных денег" и оспорить итоги аукциона. Предприятия заранее поделили - кто и что выигрывает. Посторонних не допустили.

Смысл покупки крупных предприятий понимали далеко не все. Для многих "людей с деньгами" это казалось обузой, которая принесет много хлопот, но мало денег.

"Единственно бурно развивающийся сектор экономики 1990-х - это не производство, а торговля. Большая часть бизнесменов (и бандитов) к плану приватизации относится совершенно равнодушно. Кому нужны проблемы, когда можно зарабатывать быстрые деньги?"

"Юрий Рыдник - акционер компании “Союзконтракт”, в 1995 году одной из самых богатых в стране. По его воспоминаниям, покупать заводы в Сибири “Союзконтракт” совершенно не прельщала: “Наша выручка в тот момент составляла 1 миллиард 200 миллионов долларов. Мы продаем куриные окорочка. Таможню мы не платим, налогов не платим. То есть чистой прибыли - 200 миллионов долларов, это больше чем у кого бы то ни было. И все это наличными

Денег было п..ц сколько. 3 миллиона долларов в день - в рублях, правда. Мы КамАЗами вывозили деньги. Мы тогда шутили, что деньги можно вообще не считать, на вес просто оценивать., плюс-минус миллион долларов вообще никого не интересовал”, - рассказывает Рыдник. В 1995 году ему всего 29 лет, он живет в Санкт-Петербурге. “Союзконтракт” - известная компания, ее рекламные ролики крутятся на всех телеканалах. Но Потанин и Кох, конечно, даже не предлагают Рыднику и его партнерам участвовать в приватизации. А ему самому мысль купить промышленное предприятие даже не приходит в голову.

Бизнес Рыдника такой прибыльный, потому что он, как и большая часть предпринимателей в России, не платит налоги - окорочка он закупает через Национальный фонд спорта.”

К началу 1996-го года Ельцин тяжело болен, но перед верхушкой стояло всего два вопроса - что целесообразнее, перенести выборы на 2 года или любыми путями переизбрать Ельцина летом 96-го. Соперник Ельцина, коммунист Зюганов, был явным фаворитом на выборах, в разы опережая Ельцина. Первый выбор был более надежным, но антиконституционным. После долгих совещаний решили не переносить выборы.

Для победы на выборах помирились и объединили усилия крупные бизнесмены - Гусинский, Березовский, Потанин итд. Работало два штаба. В первом - силовики, старые соратники Ельцина, во главе с Коржаковым. Во втором - либералы и бизнесмены, во главе с Чубайсом и родственниками Ельцина (дочка Таня).

Для победы на выборах подключили все, что можно. Шансы на победу казались слабыми. Опросы были красноречивы, народ ненавидит Ельцина.

Начитавшись этих опросов, Зверев [участник штаба Ельцина] пишет аналитическую записку, которую называет “Формула страха” - по аналогией с “Формулой любви”. Общий смысл текста, по словам Зверева, таков: “Если заставить, сагитировать, убедить людей проголосовать “за” невозможно, то их можно только убедить проголосовать против чего-то. Нужно предпринять все усилия, чтобы в обществе посеять страх перед будущим. Чтобы тот ужас, который может случиться в случае неизбрания Ельцина, перевешивал весь негатив в отношении к Ельцину

"Дальше объясняет Малашенко [директор НТВ] : совершенно неважно, что президент делает на самом деле. Важно, что об этом говорят по телевизору. Поэтому теперь президент должен быть положительным главным героем всех новостей. Нужно, чтобы каждый день возникал какой-то информационный повод, что-то, о чем могут с интересом рассказать телеведущие"

Была развернута серьезная предвыборная кампания. По регионам ездили агит.бригады с артистами и лозунгом "Голосуй или проиграешь". По регионам ездил и штаб Ельцина. Сам президент был нездоров, но выходил пообщаться с избирателями хотя бы на несколько минут.

К выборам подтянули популярного в народе генерала Лебедя. Его задача - оттянуть часть электората Зюганова, а перед вторым туром - снять свою кандидатуру в пользу Ельцина.

В разгар выборов обнаружили, что исполняется 100 лет с момента коронации Николая Второго. Думали, как бы это использовать. Изваяли статую, собирались поставить недалеко от Кремля. Но всех осадил Юрий Лужков. “Ставить памятник правителю России, который проиграл коммунистам? Во время компании это не лучший ход. Зачем ассоциировать себя с лузерами?”

Одновременно, в Питере происходили выборы мэра. Действующему мэру Собчаку решил бросить вызов его заместитель Яковлев. Компания Собчака велась вяло, а в Яковлева вкладывались деньги, технологии.

Владелец “Союзконтракта” Рыдник на поддержку Яковлева в первом туре тратит не три-четыре миллиона долларов, как прогнозировал кандидат, а все 12. Он спрашивал у политтехнолога Кошмарова, сколько будет стоить победа Яковлева во втором туре. “Еще два миллиона долларов, и хочешь - Собчак, хочешь - Яковлев” - отвечает Кошмаров. Эта ситуация вводит бизнесмена в ступор: “С одной стороны, мне еще 30 лет нет, как я могу решать, кто будет мэром Санкт-Петербурга? С другой стороны, а почему не попробовать? В принципе, Яковлев нормальный мужик.” И Рыдник дает еще денег на компанию Яковлева.

"Для всего окружения Собчака его провал стал личной драмой. Вместе с ним уходит вся его команда: первый вице-мэр Владимир Путин, вице-мэр по экономике Алексей Кудрин, вице-мэр по социальным вопросам Виталий Мутко, а также Алексей Миллер, Дмитрий Козак, Игорь Сечин и другие тогда еще малоизвестные чиновники"

Разрыв между Ельциным и Зюгановым стремительно сокращается. Многие решили, что Ельцин - меньшее зло. Зюганова преподносили как возврат ко всему худшему, что было в СССР, к репрессиям, железному занавесу, расстрельным спискам, конфискации, талонам и прочим ужасам.

Многие СМИ, в том числе НТВ, Первый канал, Московский Комсомолец и другие установили самоцензуру. Про Ельцина либо хорошо, либо никак. Про Зюганова либо плохо, либо никак. У журналиста-"правдоруба" Минкина нигде не берут его статью, "Между чумой и холерой". Любая попытка объективности пресекается. Незадолго до второго тура Ельцин получил очередной инфаркт и не мог появляться на публике. Тогда телевизионщики использовали "консервы", т.е. старые записи. Иногда, журналисты переодевались в одежду с видео и симулировали встречу, склеивая свежие и старые записи.

Скандал с деньгами в "коробке из-под ксерокса" - попытка одного штаба (во главе с Коржаковым) вернуть влияние на Ельцина и отодвинуть второй штаб (во главе с Чубайсом). Интрига не удалась и стоила Коржакову потери влияния на Ельцина.

Был ли подсчет голосов честным? По многим данным - да, был. Ельцин победил Зюганова. Если и были вбросы бюллетеней, то незначительные.

Так ли хотел Зюганов выиграть выборы? По мнению некоторых его соратников, проигрыш был облегчением. При том масштабе проблем, которые стояли перед страной в 1996-м году, было невероятно сложно оправдать возложенные народом ожидание. Оппозиционером быть проще и выгоднее.

Подвели итоги выборов.

"Депутат Госдума Дарья Митина в ту ночь тоже обескуражена. Ей 22 года, она самый молодой депутат Думы в российской истории - активист комсомольской организации и член фракции КПРФ.

Между первым и вторым туром невооруженным глазом стало заметно, что компания сливается. Я была членом этого штаба, постоянно там народ что-то делал, пахал - газеты, листовки, звонки. А между первым и вторым туром как-то все притухло. Из регионов поступали недоуменные сигналы: “Почему все прекратилось?” Перестали давать деньги, посылать какие-то агитационно-пропагандистские материалы. А те, которые посылали, - лучше бы не посылали. Например, в национальные республики - на Кавказ, в Татарстан, в Башкирию - отправляли эшелонами Генины брошюрки “Я русский по крови и духу”.

К 9 часам утра 4 июля идет на пресс-конференцию Зюганова в Малый зал Госдумы. “Я ожидала, что Зюганов будет убитый, расстроенный, потому что для человека это, наверное, дело всей жизни, он не стал президентом. Как можно выглядеть, когда проигрываешь такие выборы? А проигравший кандидат - довольный и улыбающийся, как всегда, от уха до уха. Ну хоть бы лимон пожевал, что-ли”.

После победы, большую долю полномочий получила администрация президента. В отставку отправили блок силовиков, в том числе влиятельнейшего Коржакова. Лебедя тоже сняли с должности, мавр сделал свое дело. На возникший вакуум должностей Чубайс пригласил питерскую команду, которая осталась не удел после проигрыша Собчака. До отставки Ельцина оставалось чуть более трех лет.