Образы мастера и Иешуа – единственные, которые статичны (не меняются) в романе Булгакова.
Даже Воланд показан по-разному в разных частях романа.
Все герои меняются, и происходит это обычно в результате встречи либо с Воландом либо с Иешуа.
Но мастер – это художник, который уже изначально знал дьявола своим внутренним видением, - тем же самым художественным прозрением, благодаря которому он узнал и изобразил Иешуа, Пилата...
Его нервная болезнь, начавшаяся после травли его романа, ничего не меняет в его образе; мастер как был, так и остается особым человеком, художником, воплощением таинственной власти, которой повинуются судьбы даже исторических персонажей.
Мастер – московская параллель образу Иешуа, в том смысле, что ему тоже нет места на этой земле. Он бродяга, философ, мечтатель, которого сей мир понять не может, боится его силы и превосходства и уничтожает.
В психиатрической клинике он на самом деле не лечится (он не псих, так же как не псих, а просто изгнанник - и другой "больной" по соседству, Иван Бездомный).
Мастер в психбольнице спасается от общества, в котором не признан и осужден. Его роман не печатают и обливают грязью, его мировоззрение чуждо, а точнее враждебно, современной власти:
«Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда».
Как и Иешуа, который не знает своих родных, мастер игнорирует свое имя и фамилию:
«Оставим, повторяю, мою фамилию, ее нет больше».
Так подчеркивается, что эти герои существуют не столько на земле, сколько в измерении мысли и духа. У них нет рода, значит нет земных корней, но есть небесное призвание. Ведь мастер - это не имя, а призвание.
Как и Иешуа, он философ-бродяга, который наивно доверяется ложным друзьям, которые его предают в руки властей (Алоизий Могарыч, журналист-сосед мастера – это московский Иуда).
Но образ мастера в условиях современной ему действительности едва ли не более трагичен, чем образ Иешуа. Иешуа робко просит Пилата отпустить его на волю, хотя и понимает безнадежность своей просьбы.
В отличие от Га-Ноцри мастер даже не хочет свободы, не рад был бы освобождению из клиники Стравинского, ведь он не способен на нормальную жизнь в обществе.
Его труд никому не нужен и поэтому он не сможет выжить в этом мире.
Не зря он назван «пришельцем» в восприятии Ивана Бездомного («карие и очень беспокойные глаза пришельца»).
Это название "пришелец" можно воспринять в прямом смысле (он приходит к Ивану в палату через балкон, то есть как бы с неба). А можно воспринять в переносном смысле. Мастер - пришелец, чужой в мире современной Москвы.
Кстати, об этом же говорит и фамилия Ивана Бездомного. И удел Ивана тоже - это быть изгнанным из общества, ведь ему было суждено познать что-то отличное от ложных ценностей московского мира.
Однако, несмотря не все параллели с образом Иешуа, Мастер «не заслужил света».
Рассмотрим подробнее, почему - в следующей статье.
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!