А теперь разберём то, что оказалось на этом блюдце. Какие-такие чудеса и секреты?
А вот какие! Посредством главных действующих лиц в ПИНК ФЛОЙД переплетаются и сталкиваются силы совершенно разной направленности, разной музыкальной природы.
Барретт – как и всякий сумасшедший, это вещь в себе. Пока ещё полностью не поехал, имел контакт с партнёрами по группе. Затем полностью ушёл в себя – дверь захлопнулась, контакт оказался утерянным.
Психоделия постбарреттовская имела другую природу – внешнюю, космическую, более удобоваримую. Психоделическая эпоха продолжалась до конца десятилетия и закончилась для них Атомным сердцем – единственным их опытом в арт-роке.
Почему единственным? Да потому что весь этот симфонизм – заслуга прежде всего Рона Джизина. Сами же они, во-первых, далеко не виртуозы, во-вторых, очень далеки от академической музыки. Посему – арт-рок не для них.
И дальше – поиск новой стилистики, которая постепенно вырисовалась в социально-психологических концептах Уотерса. Они стали тем стержнем, вокруг которого складывалась общая картинка. Благодаря совместным усилиям, в которых:
- Дейв Гилмор – соло-гитара… джентльмен, приятный во всех отношениях, его дело создавать сладкозвучие;
- Рик Райт – клавишные… в принципе то же самое… его дело было держать фон – всё тот же, космический;
- Ник Мейсон – тоже всё понятно – барабанщик, ритмика;
- Родж Уотерс – бас – но в качестве басиста никто его особенно и не воспринимает. Потому что он, прежде всего, творец, сочинитель, мыслитель. При этом довольно неприятный тип, желчный, вечно недовольный…
Но именно из этого недовольства возникало движение. Это и есть главный катализатор процесса.
В движущееся недовольство Уотерса мистер Гилмор привносил благозвучие. Он его где-то оформлял, где-то отсекал, на его взгляд, излишества.
Главным для Гилмора является музыкальная составляющая, он неплохой гитарист, способный выдать хорошее соло. Но… он совсем не мыслитель, связь с текстами, вероятно, он вообще не ощущал. Скорее всего, ему было совершенно наплевать, что там сочиняет его коллега – про бизнес, про отчуждение и т. п.
Но закавыка здесь в том, что вначале как обладатель более сильного голоса он был основным вокалистом, но по мере того как Уотерс сочинял, многое Гилмору просто не подходило для пения – в том смысле, что оно ему не близко, и петь в таком случае совершенно неорганично. Это главная причина почему Уотерс постепенно стал основным вокалистом.
Что же касается внутренней пружины… В какой-то мере Уотерс оказывается если не сумасшедшим, то поехавшим на своих идеях – но здесь скорее психоанализ, а не само помешательство. То есть к своему предмету, даже к самому себе, он направлен опять-таки со стороны, как исследователь, а не изнутри, как Барретт. Тот был растворён в предмете и не мог его видеть со стороны.
А в музыке Уотерс всё больше становится минималистом – поскольку ему главное донести идею, послание. Поэтому, как и всякая завёрнутая, навороченная штука, его музыка оказывается понятной и доступной далеко не для всех, а только для тех, кто на его волне. Короче, он слишком углубился.
Тогда как музыка Гилмора – для всех. Она грамотно сколочена, приглажена, прилизана, направлена на ублажение слуха огромной армии любителей классического саунда ПИНК ФЛОЙД. Но при этом – в ней нет никакой загадки…
Итого! Уотерс работает вовсе не для услаждения вашего слуха – поймите это, господа! – а для передачи мысли тем, кто способен мыслить. Тот же, кто находится в «рок-машине», мыслить как раз и неспособен. И следующий вопрос, который мы разберём, звучит так:
ЧТО ТАКОЕ РОК-МАШИНА ИЛИ РОК-МАТРИЦА?