Двадцать три полнометражки, два «серебряных медведя», два «золотых глобуса», два «BAFTA», «санденс», признание критики и зрительский интерес на протяжении более двадцати пяти лет. Карьера Линклейтера так же неординарна как и его фильмы, начиная с самого первого – «Slacker» и снял он его на те 23 тысячи, что заработал на нефтяных платформах в мексиканском заливе.
Начав «бурить» киноиндустрию афтар снял совершенно не на что не похожий фильм. «Slacker» по своему содержанию поднимает тему инфантильного американского поколения девяностых, а по форме представляет собой короткие (не более 2-5 минут) монологи и диалоги сталкивающихся друг с другом, как в бруоновском движении жителей города Остин, на протяжении одного дня, практически одним проездом камеры.
Снятые в необычной форме картины Линклейтер в последствии будет чередовать со снятыми в совершенно банальной классической манере, видимо стараясь доказать кому-то, что дескать, вот и так он тоже может. Однако наиболее яркими и запоминающимися получились как раз те, совершенно авторские ленты: «Перед рассветом», «Пробуждение жизни», «Помутнение», «Отрочество», а «Слейкер» практически мгновенно определил режиссера в ряд самых перспективных и интересных авторов в мире.
Однако свою вторую полнометражку Линклейтер снял в куда более привычном для американцев стиле.
«Под кайфом и в смятении» - фильм о так любимой сердцу американского зрителя подростковой инициации, поднятой еще Рэем, Богдановичем и Лукасом, сделанный еще более отвязно. Однако нашему зрителю интересен в первую очередь участием совсем молодых МакКонахи, Бена Афлека и Милы Йовович, а так же вполне атмосферным саундтреком.
Фильм посвящен поколению семидесятых и снят во многом по реальным воспоминаниям сабжа, который впоследствии получил несколько судебных исков от прототипов, за вторжение в личную жизнь.
По всей видимости обидевшись на меркантильных, не понимающих юмора соотечественников, Линклейтер снимает совершенно «европейский» фильм – «Перед рассветом» «Before Sunrise» 1995года.
Как и предыдущие два, фильм рассказывает об одном дне из жизни молодых людей, американца (Итан Хоук) и европейки (Жули Дельпи). Картина целиком состоит из диалогов, в реальных декорациях города Вена. Романтически-ностальгический сюжет отнюдь не оригинален, однако поставлен фильм легко и ненарочито. За «Перед рассветом» режиссер получил первого «Серебряного медведя», а в прокате фильм девятикратно перекрыл свой бюджет в пять миллионов.
Вполне себе небанально снятая романтика получила впоследствии еще более небанальное продолжение, страсть режиссера к предельно сжатым, а так же предельно растянутым во времени проектам вылилась в продолжение – «Перед закатом» через девять лет и еще через девять – «Перед полуночью», с теми же персонажами исполняемыми естественным образом повзрослевшими актерами, с естественным образом «повзрослевшими» проблемами.
«SubUrbia» снятый в 1996 году это все тот же «Slacker», но в более привычной форме. Фильм был снят по одноименной пьесе Эрика Богосяна и затрагивает насущные проблемы американского обывателя в поисках смысла существования, а именно «где прислонится?»
Картина получила высокую оценку в США, однако осталась «далека» от остального мира, как остались далеки проблемы американской молодежи от пакистанца – хозяина универсама в провинциальном пригороде.
В 1998 году Линклейтер снимает «Братья Ньютон» нечто среднее между вестерном, неонуаром и байопиком. Однако результат не перекрыл затраченных на него 25 млн, несмотря на отличную актерскую игру.
И вот через десять лет после «Слейкера», а именно в 2001 году Линклейтер выпускает «Пробуждение жизни» «Waking Life».
Фильм уникален, его без преувеличения можно назвать произведением ювелирного искусства, полтора часа сменяющих друг друга анимированных кадров, выполненных вручную, чуть ли не каждый в своей неповторимой манере, соответствующей каждому конкретному эпизоду сна. Лента снята на основе ЛСД галлюцинаций и настолько перенасыщена действием и информацией, что кажется время остановилось. Это кино будет предельно интересно людям раздвигающим границы сознания и заодно в ненавязчивой форме ознакомит всех желающих с основными, современными философскими системами.
В том же году Линклейтер снимает малобюджетку «Tape», фильм по форме и содержанию совершенно противоположный предыдущему.
«Пленка» напоминает моноспектакль прекрасно разыгранный тремя актерами в одной комнате, создается впечатление что сабж снял его от нечего делать, в перерывах на обед, однако при близком рассмотрении оказывается лента поднимает вполне себе нешуточные проблемы и является по сути антитезой фильму «Dazed and Confused».
Когда я посмотрел «Школу рока» то никак не мог поверить что фильм снял тот же режиссер что и «Бездельник», совершенно мейнстримный, семейный, даже детский, не обманет ни рок-саунд, ни двусмысленные реплики.
Многим понравился этот фильм, в первую очередь наличием классики рока в саундтреке, но мне показалось что в картине слишком много искусственного, в любом случае до комедийной классики подобного жанра: «Один дома» к примеру или «Bad Santa» фильм явно не дотягивает.
«Несносные медведи» это однозначно попытка снять «Школу рока»2, попытка провалилась полностью, не спас ни бейсбол, ни Билли Боб Торнтон, на мой взгляд это худший фильм режиссера.
В 2006 году Линклейтер выпустил два фильма, один арт-хаусный – «Помутнение», а другой мейнстримный – «Нация фаст-фуда».
«Помутнение», снятый по одноименному роману Филипа Дика, в форме уже проверенной на «Waking Life» анимированной пленки, можно смело ставить в один ряд с лучшими фильмами Гиллиама и Кроненберга о измененном сознании. И причина такого смелого заявления лежит не только в своеобразной анимации отлично передавшей характер произведения, но и в прекрасной актерской игре Ривза, Дауни и Вайноны Райдер.
Что же касается «Fast Food Nation», этот фильм ничего кроме улыбки не вызвал, хотя надо полагать задумывался как остросоциальный фильм о серьезных проблемах.
Не зря говорят: «Что русскому хорошо - немцу смерть», крестовый поход Америки против гамбургеров, снятый в форме супер серьезной драмы, оценили кажется только закоренелые пожиратели детенышей растений. Когда показывают убойный цех, причем довольно высокотехнологичный, это может шокировать только детей или инфантилов, а когда показали персонал облачающий «защитку» из тонкой титановой сетки, человек знакомый с подобным производством может просто прослезится.
Так или иначе «Нация фаст-фуда» - чистой воды визуализация интеллигентской рефлексии относительно того о чем имеется весьма скромное представление.
Следующий фильм – «Me and Orson Welles» снятый в 2009 году о вещах куда более близких творческой «прослойке», а именно о весьма известном персонаже в кинематографе 20 го века, Орсоне Уэллсе.
Картина снята в классической манере, с небольшим бюджетом, в отличие от огромного числа байопиков, наводнивших кино в последнее время, этот отличается тем, что рассказывает о известном человеке и известном событии, а именно о постановке Уэлсом своего первого, наделавшего шум спектакля, через призму восприятия молодым человеком, чисто случайно оказавшимся поблизости, то есть посредством вполне возможной, но все же вымышленной ситуации.
Превосходная режиссура и отменная игра МакКея прекрасно передают дух времени и характер неординарной личности, коей являлся Орсон Уэллс. Хоть фильм и вполне себе мейнстримный, но сделан очень технично, притом за небольшие деньги, жаль что он остался сильно недооцененным.
«Bernie» снятый в 2011 году по реальной криминальной истории, на самом деле не так прост как кажется, и пусть участие в нем Джека Блека не вводит в заблуждение, это не эксцентрическая комедия, а довольно серьезная кино-притча с двойным дном, хоть и не без черного юмора. Тот кто ожидал увидеть нечто похожее на «Уик-энд у Берни» зря потратили время, это кино куда ближе к «Преступлению и наказанию» в прикольной американской переработке.
В 13 м, 14 м и 16 м годах Линклейтер закончил свои самые масштабные проекты, в связи с этим становится более понятным мотивация режиссера относительно других снятых в течение предыдущих двадцати лет картин, можно даже… «понять, и простить…» некоторые недоработки в них. Проектами этими были, уже упомянутые выше продолжения «Before Sunrise», а так же «Boyhood» который снимался на протяжении 12 лет с одними и теми же актерами.
«Отрочество» это не только двенадцать лет жизни подростка, это двенадцать лет жизни семьи с целым вагоном наломанных дров и не особо большим шансом что то изменить. Кажется что трудно втиснуть 12 лет жизни в трех часовую ленту, вместе с тем и поддерживать интерес к повествованию не просто, если это не экшн, а в большей степени «разговорный фильм», однако кажется Линклейтер прошел по грани и сделал по настоящему стоящее кино.
Недостаток экшена же компенсировал следующим фильмом, который позиционировал как продолжение «Boyhood», а именно «Everybody Wants Some» «Каждому свое» - фильм отсылка к тому самому «Dazed and Confused» своему второму фильму, и как бы завершая некий большой режиссерский отрезок.
Лично в моем восприятии, то что Ричард Линклейтер сделал в кино за более чем четверть века и за очень скромные деньги, стоит целого вороха миллиардной голливудской макулатуры, это не украшательство жизни, а сама жизнь, вернее очень достоверное ее отражение, а значит и попытка ее осознать. Кроме того фильмы своеобразны по стилю и сняты на очень хорошем художественном уровне.