Найти в Дзене

О силе человеческого духа в фильмах "Выжившие в Андах" и "Касаясь пустоты"

Обложка фильма "Касаясь пустоты". Картинка из открытых источников.
Обложка фильма "Касаясь пустоты". Картинка из открытых источников.

В далеком детстве довелось мне прочитать рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», посвященный торжеству человеческого духа над силами природы и стихии. В рассказе описывается история золотоискателя, попавшего в невероятно трудную, можно сказать безнадежную ситуацию, но несмотря ни на какие препятствия пришедшего (а точнее сказать, доползшего) к цели. А самое главное, оставшегося в живых, в ситуации, которая просто не предусматривала такого исхода. Рассказ о жажде жизни, любви к жизни. Невероятно сильная вещь, помню тогда, меня очень потрясла эта история и я на протяжении нескольких дней находился под огромным впечатлением.

Кстати, в 2017 году группа «Кипелов» на альбоме «Звезды и кресты» выпустила песню «Белый ад», основанную на сюжете данного рассказа.

Но то литература, к тому же литература художественная. При всем уважении к таланту товарища Джона Гриффита Чейни. А вот буквально сегодня довелось мне посмотреть один за другим (спасибо длинным праздникам) сразу два фильма, которые очень сильно раздвинули для меня горизонт человеческих возможностей.

Я сейчас о фильме Рене Кардона «Выжившие в Андах» 1976 года и фильме Кевина Макдональда «Касаясь пустоты» 2003 года.

В первом речь идет об авиакатастрофе, случившейся в Андах, 13 октября 1972г. В результате ошибки пилотирования и сложных метеоусловий самолет терпит крушение в труднодоступном участке Анд, на высоте около трех с половиной тысяч метров над уровнем моря. Часть пассажиров (12 человек) гибнет сразу, в момент катастрофы, часть (5 человек) умирает спустя несколько дней от ран и холода. И, как будто всего вышеперечисленного было мало для несчастных людей, на оставшихся сходит снежная лавина, под которой погибают еще 8 человек. Куда там сюжетам «Пунктов назначения» до такой вот кошмарной реальности. После того как оставшиеся в живых 16 человек с помощью радиоприемника узнают о том, что их поиски прекращены (из-за бесперспективности. Попробуйте рассмотреть обломки белого фюзеляжа самолета на фоне снежных гор, особенно если искать не совсем там) два человека отправляются за помощью (без снаряжения, альпинистского опыта и продуктов). Их путь занял 10 дней, а всего эпопея пассажиров FH-227 заняла 72 дня. Нормальный такой высокогорный курорт, получился. Да, забыл упомянуть, сущая безделица, единственным источником питания для выживших служили…тела их погибших товарищей. В страшном сне не представить такой ситуации и мук морального выбора, с которыми столкнулись эти люди. Но они все же выжили, 16 человек из 45 пассажиров и членов экипажа.

Обломки самолета, служившие жилищем выжившим на протяжении 72 дней. Так их увидели спасатели. Фото из открытых источников.
Обломки самолета, служившие жилищем выжившим на протяжении 72 дней. Так их увидели спасатели. Фото из открытых источников.

В некотором смысле документальный фильм Кевина Макдональда, снятый по книге главного героя событий Джо Симпсона с одной стороны проще для восприятия. Главные герои профессиональные альпинисты Джо Симпсон и Саймон Йетс решили покорить западный склон Сиула Гранде (гора в перуанских Андах, высота 6,344 тыс. метров). Уже после покорения вершины один из героев (Джо Симпсон) ломает ногу, его товарищ (Саймон Йетс) пытается спустить его вниз, однако в процессе такого экстремального спуска Симпсон срывается и находясь в связке фактически зависает над глубокой расщелиной. Ситуация патовая. Симпсон не может подняться самостоятельно, а Йетс не может его вытащить и больше того, постепенно «скатывается» следом. Можно только предполагать, чего стоило одному из героев перерезать веревку фактически обрекая на гарантированную смерть друга. «Освободившись» таким образом Саймон не без труда спускается к лагерю, будучи в полной уверенности, что его друг нашел свою смерть где-то в расщелине. Да собственно, трудно было предположить что-то иное. Но. Пролетев порядка 50 метров Джо умудряется остаться в живых, а используя остатки уцелевшего снаряжения и несмотря на полученные травмы (со сломанной ногой, потеряв треть собственного веса) в течение нескольких дней самостоятельно выбирается из расщелины и также спускается к лагерю. Хэппи-энд.

Западный склон г. Сиула Гранде. Перу. Фото из открытых источников.
Западный склон г. Сиула Гранде. Перу. Фото из открытых источников.

Что общего и в чем различия данных фильмов? Казалось бы, ситуации очень разные. Но это как посмотреть. Да, в отличие от несчастных пассажиров злополучного рейса у Симпсона с Йетсом был выбор, к покорению вершины их никто не принуждал. Можно сказать, что парни сами искали себе проблемы. Вместе с тем, по моему мнению, несмотря на кажущиеся различия обе ситуации свидетельствуют об одном и том же: в экстремальных условиях каждый человек независимо от уровня своей подготовки способен на многое. Хотя, даже самому злостному врагу не пожелаешь оказаться в описанных ситуациях и пройти через то, с чем пришлось столкнуться героям этих событий.