Мы разобрали звериную и ведьминскую ипостась героини Булгакова.
Но Маргарита и человечна: то есть добра по своему характеру и обладает душой и сердцем.
Сострадание к Фриде
На балу сатаны в главе 24 она проникается живым состраданием к Фриде, убившей от безвыходности своего младенца. Настолько, что когда Воланд предоставляет ей шанс исполнить одно заветное желание, то Маргарита просит, чтобы Фриду перестали мучить напоминанием об этом.
Милосердия в ней оказалось даже больше, чем желания собственного счастья. Сострадание бездетной Маргариты оказалось так сильно, что она готова пожертвовать своим счастьем ради того, чтобы облегчить хоть немного загробную участь Фриды.
Образ Фриды возникает не случайно в романе.
Несчастная судьба этой грешницы — не что иное, как аллюзия на судьбу героини оперы «Фауст». Напомним, там Гретхен убивает сама своего ребенка, преданная Фаустом и убитая горем.
Итак, Фрида - это аллюзия на литературные истоки образа Маргариты. Именно поэтому она столь глубоко трогает нашу королеву бала.
Милосердие и самоотверженность — это те качества, которые позволяют нам увидеть еще одну ипостась Маргариты – это черты Иешуа в ней.
Маргарита и Иешуа
Ведь не случайно она полюбила именно мастера: его роман об Иешуа и Понтии Пилате наполняет смыслом ее жизнь. Роман мастера она любит не меньше, чем его самого. Не зря по их возвращении в арбатский подвал, после бала сатаны, она всю ночь перечитывает и гладит рукопись про Иешуа, в которой – вся душа и вся мысль мастера.
Немаловажно также, что на балу сатаны она как бы замещает Христа: она терпит страшные муки, играя роль своеобразной иконы, ведь к ней прикладываются тысячи грешников, и ко всем она должна быть милосердна.
Она имеет власть миловать и исполнять мольбы этих грешников.
И в финале романа она против того, чтобы свита убила критика Латунского - человека, которого она ненавидит всем сердцем за несчастье, причиненное мастеру.
Что-то от героини сказки "Морозко"
В ней есть также что-то от фольклорной героини, от той девушки, которая ведет себя абсолютно так, как следует, чтобы получить вознаграждение от испытующих ее сил (как в сказке по типу «Морозко»).
Например, после бала Сатаны еле живая от усталости Маргарита не показывает этого:
«– Ну что, вас очень измучили? – спросил Воланд. – О нет, мессир, – ответила Маргарита, но чуть слышно».
Воланд остается доволен таким кротким и терпеливым поведением и, как Морозко, исполняет все желания Маргариты. Этот диалог в комнате после бала сатаны - несомненная аллюзия на известную народную сказку.
Исходя из рассмотренных нами граней героини, Маргарита - наиболее неоднозначный и противоречивый образ в романе.