Найти тему
Литература о жизни

Ведьма и поклонница Воланда - Маргарита Булгакова иная, чем в "Фаусте"

М.Булгаков. Мастер и Маргарита.
М.Булгаков. Мастер и Маргарита.

Отметим прежде сюжетное сходство линии Маргариты с поэмой Гете, прежде чем говорить о различии.

Когда мы читаем роман Булгакова "Мастер и Маргарита", то само имя главной героини настраивает нас на перекличку со знаменитым сюжетом о дьяволе, соблазнившим девушку Маргариту (сокращенно по-немецки Гретхен) на преступную связь с Фаустом и тем ее погубивший.

Ради любви Гретхен отдается Фаусту, тем вызывая отчаяние своего брата.

И в этом смысле сюжет с Маргаритой в романе Булгакова действительно повторяется. Воланд приходит и предлагает героине вернуть ее любовника - уйти от мужа. И в этот момент героиня на самом деле погибает для своей земной жизни. Она этим поступком изгнала сама себя из нормального общества, так же как была изгнана бедная Гретхен у Гете, после своего грехопадения.

Сцена в романе Булгакова, в которой Маргарита мажется кремом, отчего волшебным образом преображается и становится ведьмой, то есть готовой стать королевой на балу сатаны, перекликается с любимой оперой Булгакова «Фауст».

В опере Гретхен примеряет драгоценности, поднесенные Мефистофелем, после чего не узнает себя в зеркале, так как стала похожа на королеву.

Необыкновенной красоты украшение, подаренное Мефистофелем, придает Гретхен что-то новое, а именно непривычный королевский вид (!), пробуждает в ней женскую чувственность, она забывает про былую невинность и отдается Фаусту.

Так же и Маргарита, связавшись с Воландом, стала необыкновенной красоты королевой и также одновременно потеряла человеческий стыд, она обрела темную, звериную ипостась.

Различие в трактовке образа Маргариты

Здесь начинается существенное отличие от образа Гретхен. Если та - лишь жертва, то Маргарита - сознательно и решительно вступает на путь греха.

Как Гелла, она перестает стесняться своей наготы (намеренно смущает своим обнаженным видом соседа Николая Иваныча).

А мерзкого убийцу Азазелло она называет «милым» за то, что тот омолодил ее и дал способность летать.

Она начинает озорничать как свита Воланда, то есть совершать излишнее, бессмысленное зло без всякого чувства вины:

«У самого выхода на ослепительно освещенный Арбат, она немного промахнулась и плечом ударилась о какой-то освещенный диск, на котором была нарисована стрела. Это рассердило Маргариту. Она осадила послушную щетку, отлетела в сторону, а потом, бросившись на диск внезапно, концом щетки разбила его вдребезги. Посыпались с грохотом осколки, прохожие шарахнулись, где-то засвистели, а Маргарита, совершив этот ненужный поступок, расхохоталась».

Здесь уже Маргарита полностью входит в амплуа шайки Воланда, которая безжалостно потешается над всеми, кого они по каким-то субъективным причинам сочли мерзкими людишками.

Далее следует ненужная, жестокая и глупая по своей сути месть несчастному критику Латунскому в доме Драмлита (доме драматургов и литераторов).

Маргарите кажется, что именно из-за этого критика мастер стал несчастен и заболел. Маргарита не понимает, что это не Латунский погубил мастера, а вся система, принятая в данном обществе.

Но она уже давно мечтала, хищно оскаливаясь, отравить Латунского, так что это превратилось в идею фикс.

И лишь ипостась ведьмы наконец позволяет ей осуществить это свое дикое желание. Она крушит квартиру, ломая вдребезги пианино и громя цветы, затопляя квартиру (и жильцов под ней, кстати). Но Маргарита испытывает ненависть ко всем успешным в это время литераторам (а значит, по ее убеждению, бездарным).

Она начинает громить окна и во всех соседних квартирах с восьмого по третий этаж. Слава Богу, на третьем она увидела маленького мальчика, который был испуган ее погромом, и это наконец-то остановило ее.

Приехав на реку, она вступает в роль королевы ведьм, которой дана власть. И тут меняется ее речь, становясь подчеркнуто грубой и агрессивной. Она резко "отшивает" водяного:

«Пошел ты к чертовой матери. Какая я тебе Клодина? Ты смотри, с кем разговариваешь, – и, подумав мгновение, она прибавила к своей речи длинное непечатное ругательство».

Маргарита готова зверски мстить своим врагам, например, Алоизию, который предал своего друга мастера и завладел его квартирой:

«Шипение разъяренной кошки послышалось в комнате, и Маргарита, завывая: – Знай ведьму, знай! – вцепилась в лицо Алоизия Могарыча ногтями».

Героиня изначально аморальна, что создает благоприятную почву для ее обращения в ведьму.

Она, разумеется, не имеет духовной культуры, как и все москвичи, ее современники. В этом исток ее эгоцентризма, ее концентрации исключительно на сфере личной жизни.

В компании свиты Воланда Маргарита чувствует себя как со старыми друзьями, так как не имеет отвращения ко злу, когда оно не касается ее лично.

Все, что ее волнует – это мастер и его судьба, поскольку фактически это ее вторая половинка, часть ее самой.

Итак, Маргарита из «Фауста» Гете или Гуно — полная противоположность булгаковской.

Насколько беззащитна и невинна Маргарита в классическом «Фаусте», показанная там как жертва беспринципных хищников, настолько же решительна, сильна, приземленна и эгоцентрична Маргарита у Булгакова.

Если у Гете Гретхен - всего лишь второстепенный персонаж, схематичная и не очень сильная фигурка на шахматном поле, то у Булгакова образ Маргариты очень многослойный и неоднозначный. И ведьма - лишь одна из многих ее противоречивых граней.