- Ребята, внимательнее. На дороге большие волны.
- Так трасса называется Амур. Вот и волны.
19го декабря стартовал наш автопробег Чита - Тында - Якутск - Оймякон - Магадан.
Мы проехали 1100 километров и добрались до столицы знаменитого БАМа - города Тында.
Посмотрев на наш маршрут от Читы до Магадана кто-то скажет:
- Да это безумие какое-то.
Ничего подобного. Про безумие вы скажете, когда узнаете наш хитрый план до конца.
Спойлер: Чита - Магадан - это только половина пути.
Однажды несколько лет назад жарким вечером мы сидели в Индонезии в какой-то очередной гостинице, сделав краткую передышку между многочисленными заходами на вулканы.
Один наш случайный попутчик, очень любящий задавать разные загадки, таким образом тонко намекая на недалёкость и несообразительность своих спутников, загадал вопрос, который когда-то была задан в "Что? Где? Когда?"
Звучал вопрос так:
Город Магадан появился на картах в 1939 году. Тогда же в 10 км к северу от Магадана построили посёлок геологов. Как называется этот посёлок?
Совершенно случайным образом я как-то угадала ответ.
Но это было уже не важно.
Потому что вдруг изнывая от зноя в далёкой Индонезии я вдруг поняла, что хочу поехать в Магадан.
Зачем? Просто посмотреть. Увидеть этот город своими глазами. Без цели и смысла. Просто на уровне идеи. С тех пор эта идея то и дело появлялась в моей голове.
А ещё несколькими годами раньше мы с тем же коллективом случайных попутчиков обсуждали возможность поездки на полюс холода в Оймякон.
Казалось бы два, совершенно несвязанных между собой факта.
По крайней мере, мне так казалось.
Ровно до того момента, когда год назад я узнала, что можно проехать из Магадана в Якутск через Оймякон.
Я даже чуть туда не поехала в марте. Но как-то там всё под конец стало складываться не очень хорошо, поэтому я променяла Магадан на Иркутск и Камчатку.
Но когда в конце лета мы вдруг поняли, что наша традиционная новогодняя поездка по дальним тёплым странам переносится на год, и был задан вопрос: "а куда поехать в России?", угадайте, что я сказала?
Я понимала, что ехать в январе в те края гораздо суровее, чем в марте. Но, как говорится, Остапа понесло.
Потом были долгие организационные передряги, которые никому здесь будут неинтересно. Скажу только, что в итоге, прибегнув к помощи компании Авторазум, мы заполучили пять красивеньких машин, которые должны были добраться в Магадан и ждать нас там.
Машинки должны были идти из Читы до Магадана своим ходом. Через Якутск, через Оймякон.
И чтобы машины туда-сюда пустыми не ездили, Авторазум попутно замутил небольшой пресс-тур из Якутска в Магадан по укороченной программе.
Потом они мне предложили присоединиться к их пробегу, чтобы на месте решить все организационные вопросы, которые нам надо решить для нашего автопробега Магадан - Якутск.
А я решила, что это очень хорошая идея.
То есть теперь вы можете оценить весь масштаб наших планов. Лучше это делать, глядя на карту.
Сначала мы едем Чита - Якутск, берём там журналистов, едем до Магадана.
Потом после небольшого перерыва на Новый год (потому что как без тазика оливье?) мы встречаем группу моих неслучайных попутчиков и едем Магадан - Якутск. А потом отгоняем машины в Читу.
Знаете, год такой нынче странный. Я уже поняла, что не надо строить никаких планов, надо грести, и планы выстраиваются как-то сами собой.
Так у меня в этом году внезапно случились Северный Урал, Шантарские острова, две поездки на Камчатку (третья - самая первая по счёту, в апреле - всё-таки планировалась сильно заранее), Териберка. И вот теперь - Чита-Магадан.
Как говорится, сама в шоке.
Но что-то я заболталась. Давайте уже поедем в столицу БАМа.
Помня о том, что впереди 1100 километров, выехали мы ещё по темноте и рассвет встречали в дороге.
Рассказывать о том, как целый день едешь по трассе, а вокруг - к счастью! - ничего не происходит - как-то сложно. Поэтому дальше будет много картинок и немного отвлечённой болтовни.
Предвидя ваши вопросы, сразу скажу: я не за рулём. И это счастье. При чём для всех.
Нет, я тоже конечно могу. Но для меня водить на дальние расстояния - это как мешки тягать. Очень я от этого устаю. Поэтому не люблю.
К тому же, когда я написала "могу", я имела в виду, что в принципе рулить машиной могу. Я даже микроавтобусы с туристами водила по Австралии и Новой Зеландии.
Но могу ли я вести машину больше 1000 километров так, чтобы это не становилось опасным для пассажиров и окружающий - вот в этом я уже не уверена.
Ребята же - настоящие профессионалы. Гонят как боги автодорог. Гонят - в хорошем смысле слова.
Мне же остаётся только сидеть, смотреть в окошко, вести светские беседы и запечатлевать проносящиеся пейзажи.
Ну и немножко думать о том, как мы будем ехать обратно.
Вот интересно, вы тоже, глядя на эти пейзажи, задаёте себе вопрос, который сразу задала я.
- Где снег?
На улице -25. Но когда сидишь в машине и смотришь вот на это, кажется, что там за окном какая-то поздняя осень в Подмосковье с первыми несмелыми морозцами.
А это, оказывается, здесь в порядке вещей, что так мало снега. Климат такой. Мороз есть. А снега нет.
И лишь иногда встречаются вот такие деревья в инее, как напоминание о зиме.
Езда в здешних краях - занятие весьма медитативное. За окном проносятся красивые, но не очень разнообразные пейзажи.
Встречаются иногда мелкие детали, вносящие разнообразие.
Вот какая-то часовня внезапно.
Вот мост через железную дорогу.
И дорога наша - тот самый знаменитый БАМ. И мы едем по нему. БАМ, бам, бам... Можно прям в такт песни петь.
Но я на всякий случай, не зная, как к этому отнесётся мой водитель, вот так в первый день песнями шокировать его не стала.
Поэтому в основном сидела и вспоминала, как до дыр зачитывала детскую книжку про первопроходцев БАМа под названием "Командир Иванов".
Ещё одно развлечение - изучать названия на карте. Порой встречаются достаточно забавные.
А когда карты до дыр засмотрены, пейзажи всё так же прекрасны, но по-прежнему не сильно разнообразны, остаётся вести светские беседы.
Когда меня спросили, в какой машине я поеду, выбирала я недолго.
Вот скажите, разве вы не захотели бы ехать с человеком, который сказал:
- Я по дороге о своих путешествиях рассказать могу.
А далее цитата:
Я первым в мире доехал на легковом автомобиле до самой северной материковой точки Евразии – мыса Челюскин. Это был 2016 год. Первым в мире я достиг самого северного в мире континентального населенного пункта – поселка Диксон. Первым в мире я своим ходом, без посторонней помощи доехал до самой восточной точки Евразии мыса Дежнева – до поселка Уэлен. И вернулся оттуда тоже своим ходом. Я первым в мире, кстати, доехал до той же Воркуты. Первым в мире доехал на машине до самой северной точки на Чукотке – мыса Шелагский.
Это я уже в интернете подглядела одно из его интервью. Александр Еликов - проехал больше двух миллионов километров за рулём различных машин. Объехал всю Арктику. Заезжал туда, куда и представить-то сложно.
А ещё он из Твери.
Тверяк тверяка видит издалека.
В общем, тринадцать часов в машине с таким водителем оказались не так уж и страшны.
Мы даже успели начать обсуждать идеи совместных проектов, которыми займёмся в январе.
Будем делать необычные места доступнее обычным людям.
Монстры руля и дороги мчали практически без остановок.
За весь день мы, кажется, раза четыре останавливались на заправках.
Один раз - на границе Амурской области и Забайкальского округа, вдруг вспомнив, что дорога дорогой, а фотографии на память тоже никто не отменял.
Я тоже запечатлелась. А то, как известно, не сфотался - не был.
Самый короткий день в году, между тем, стремительно заканчивался.
Не доезжая 200 километров до Тынды мы наконец остановились у придорожного кафе.
Чудесное место, где за 170 рублей мне дали огромную по-настоящему мясную котлету и налили миску вкуснейшего супа, размерами больше напоминающую тазик. И два кусочка хлеба ещё.
Учитывая, что в магазинах и обычных кафе цены тут в полтора-два раза выше московских - совсем удивительно.
Остаток пути до Тынды мы ехали в темноте.
Что делает человек, первый раз приехавший в Тынду?
Конечно же идёт гулять.
Ничего, что на улице почти ночь. После 13 часов в машине моему организму просто жизненно необходимо было подвигаться.
И даже двадцать пять градусов мороза его не сильно напугали.
Это вообще оказалось совсем не страшно.
Беглый осмотр города показал, что смотреть здесь особо нечего.
Музей БАМа был ожидаемо закрыт. Вечный огонь - неожиданно не горел.
Зато был вечный как мир - памятник Ленину. И собор.
Завтра - очередная 1000 км. Якутск и -40.