Найти тему
Литература о жизни

Образ Иешуа в романе "Мастер и Маргарита"

Оглавление
Кадр из сериала "Мастер и Маргарита"
Кадр из сериала "Мастер и Маргарита"

Образ Иешуа — центральный образ во внутреннем, евангельском измерении романа (назовем его для простоты понимания "евангельским", хотя Булгаков опирался как раз не на Евангелие, а на апокрифы).

Роман про Иешуа, созданный героем Булгакова – «мастером» – это внутренний роман произведения Булгакова, своеобразный роман в романе.

Непревзойденное художественное достижение Булгакова - в тонкой и яркой передаче неизбывной душевной тоски по Иешуа, которую чувствуют Пилат и Левий Матвей.

Именно его образ вспоминается прежде всего, когда мы думаем о произведении «Мастер и Маргарита», хотя Иешуа занимает совсем немного места в романе.

Итак, роман про Христа, который является смыслом жизни и мастера, и самой Маргариты (и спасен из пепла «дьяволом» Воландом), является сердцевиной произведения Булгакова.

Но Иешуа отличается от евангельского Иисуса Христа.

Убеждения Иешуа более парадоксальны и спорны, они сильно противоречат не только жизненной, земной правде, но и слегка преувеличивают то, что было сказано в Евангелии. Иешуа идет как бы дальше, гиперболизируя Евангелие:

«Злых людей нет на свете»,
«Правду говорить легко и приятно».

Тем не менее, отголосок этой необычной, небесной правды, который давно затерян в глубине души, сильно бередит сознание людей, переворачивает их сердца, производит революцию во всей их жизни.

Именно это случается на наших глазах с Понтием Пилатом и с Левием Матвеем.

Но такие люди должны полностью отказаться от земного счастья, как и сам Иешуа, ведь на земле им нет места. Они могут быть только арестантами или бродягами пред лицом существующей власти.

Их единственный господин – это Бог, но царство Его, как известно, не от мира сего. Иешуа не признает земной власти, хотя его тело погибает от нее. И все равно для него важно лишь то, что не погибает его душа.

Пилат в самом начале встречи с Иешуа не понимает его, он говорит на другом, на земном языке:

« – И настанет царство истины? –Настанет, игемон, – убежденно ответил Иешуа. – Оно никогда не настанет! – вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся».

И Пилат прав по-своему: если говорить про мирское, земное измерение, то в нем царство истины действительно никогда не настанет. Потому что люди в нем злы, а не добры.

Здесь и находится точка коренного расхождения во мнениях Иешуа и Пилата. А также, как мы догадываемся, и точка расхождения между Евангелием и Булгаковым.

Булгаков верил в Бога, но не по-христиански.

В противовес своему герою Иешуа, он не считал нужным отрекаться от земной жизни, противостоять земной власти. Для него тьма и свет одинаково важны и интересны.

Не зря ведь свою любимую героиню он делает ведьмой, королевой на балу сатаны. Маргарита обожает Воланда - князя мира сего, воплощающего темную, земную, плотскую сторону бытия.

А сам Воланд - не кто иной, как практически соратник Бога.

Подробнее о Воланде

Но Булгаков отразил в своем произведении не только то, что думал: он передал небесную мудрость через образ Иешуа, вопреки всем своим убеждениям.

И пусть земная ипостась Иешуа в романе воспринимается как образ наивного мечтателя и философа, но тоска по нему Пилата говорит сама за себя.

Поэтому далее, после своей казни, он показан именно как Бог. Он притягивает человеческие души так, как просто человек притягивать не может. Глубинной, мощной, ни с чем не сравнимой жаждой и тоской.

В другом, неземном (космическом) измерении романа - он тот, кто "просит" за мастера перед Воландом, дабы тот перенес его в место покоя. Здесь - метафизический, загробный образ Иешуа, который не менее важен, чем его облик до казни.

На мой взгляд, Булгаков прекрасно выразил воскресшую сущность Христа через образ космического Иешуа - того, кто появляется в снах и в посмертной жизни Пилата.

Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.

Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!