Найти тему

Выбираем фотоаппарат для съемки фото и видео в походе

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о выборе фотоаппарата для фото и видеосъемки в походах и путешествиях.

Поскольку несть числа разным подходам и взглядам на фото и видеосъемку в походах, оговоримся, что предлагаем лишь один из возможных подходов, и другие также могут иметь место. У каждого туриста и путешественника может быть свой опыт и свое мнение. Также важно отметить, что фото и видосъемку в походах можно и в некоторых случаях проще будет вести на телефон или экшн-камеру. О чем, вероятно, сделаем отдельную публикацию. То, что видеосъемка фотоаппаратом стала сейчас одним из основных способом создания контента, думаю, напоминать не стоит. Это я так, на всякий случай.

Задумаемся, какие требования у нас есть к фотоаппарату для съемки фото и видео в походах:

1. хорошее качество съемки (природа все -таки) - обязательно. По крайней мере, такая камера должна снимать лучше телефона, иначе какой смысл ее брать с собой в поход.

2. желательным для такой камеры будет небольшой вес всей системы (на себе же все таскать).

3. Для съемки разных сценариев (пейзаж, портрет, хроника, видеосюжеты) нужен широкий диапазон фокусных расстояний от очень широкого, до сильного приближения, и это требование, пожалуй, обязательно.

Защита от пыли, песка и влаги
Защита от пыли, песка и влаги

4. Очень желательна пылевлагозащита. Но на крайний случай защиту камеры и объектива можно организовать самостоятельно. Пылевлагозащита и тушки и объектива – достаточно редкое свойство в системах разных фирм.

Недорогой комплект б.у.
Недорогой комплект б.у.

5. Желательно, чтобы техника для съемки в походах была относительно недорогой. Потому, что внезапная ее поломка или потеря в условиях, например, сплава или аварийной ситуации не должна стать катастрофой для вашего бюджета. Поэтому вполне реальным представляется покупка комплекта из фотоаппарата и объективов, бывших в употреблении.

Все эти рекомендации предполагают, что вы снимаете для себя, для своего ресурса в сетях. Мы не берем в расчет случай заработка съемкой. Особенно – основного заработка. В таком случае и задачи и расклады будут совсем иными.

Также важны:

Возможность установки фильтров
Возможность установки фильтров

6. Возможность установки фильтров (особенно в горах). А она есть не для всех фотоаппаратов, а тем более сложной становится установка фильтров на телефон или экшн камеру

Возможность подключить внешний микрофон
Возможность подключить внешний микрофон

7. Возможность записи на внешний микрофон. Если Вы планируете записывать голос человека или звуки природы, разъем для микрофона вещь принципиальная. А такая возможность есть далеко не во всех аппаратах и системах.

Вопросы, которые могут возникать при выборе системы:

1. Зеркалка или беззеркалка?

-6

Вообще битва зеркалок и беззеркалок прошла, и если вы не заметили, увы и ах, зеркалки ее продули. Новые модели зеркалок не выходят. А каждая из знаменитых фирм выпустила в качестве основной линейки беззеркалок

Есть лишь один вполне реальный сценарий, когда стоит смело брать зеркалку: если бюджет крайне мал. Дальше придется смириться с отсутствием стабилизации и внешнего звука, но при этом можно будет добиться прекрасных результатов и в фото и в видео.

Основные плюсы беззеркалок, которые проявляются именно в походах:

- вы видите в видоискателе все так, как будет на записи или в фото.

- беззеркалки надежнее т.к. в них меньше трущихся частей

Зона фокуса подсвечена красным
Зона фокуса подсвечена красным

-у них есть фокус-пикинг (подсветка фокуса)– то есть вы видите, где наведен фокус при съемке в мануальном режиме. Фокус- пикинг дает возможность использовать крутые и дешевые советские объективы, например Гелиос -44 или Мир 24 (таким часто снимаю я сам)

Знаменитый Гелиос
Знаменитый Гелиос

- как правило, в беззеркалках есть возможность снимать таймлапс – интервальную съемку, которая прекрасно запечатлевает восходы, закаты, ход облаков и туманов.

- у беззеркалок как правило меньше вес.

2. Какую систему брать?

Относительные размеры матриц
Относительные размеры матриц

Типов систем несколько:

Компактные аппараты – небольшие с несменным объективом, с матрицей до 1 дюйма

Системы со сменной оптикой:

- Micro4/3

- APSC

- Полнокадровые (полноразмерные)

Полный кадр - более громоздкие, с более громоздкой и дорогой оптикой, с лучшей передачей полутонов, с лучшим размытием заднего плана (при тех же исходных данных объектива), с лучшей светочувствительностью.

APSC и сходные по размеру матрицы системы. Кроп (1.5) – более компактные, на них можно поставить (в случае Сони) полнокадровые объективы, своя линейка объективов может стоить несколько меньше, чем для полного кадра

Micro4/3 – имеют кроп-фактор 2, значительно компактнее полнокадровых, значительно легче и дешевле оптика. При этом множество моделей, которые имеют все органы управления съемкой на профессиональном уровне.

Компакты (с матрицей в 1 дюйм и меньше) – очень маленькие, с упрощенной системой управления, на данный момент почти вытеснены телефонами. Правла есть исключения.

На наш взгляд самой перспективной системой для съемок в походе является система Micro4/3. Почему – ответ ниже.

3. Кэнон или никон?

Что выбрать для съемки? Какую систему? Какой фирмы? Этот вопрос давно уже выходит за рамки спора кто главнее - кэнон или никон. Основными игроками являются не только Canon, Nikon но и Sony, Fuji, Panasonic , Olympus.

Давайте рассмотрим интересные и подходящие для похода варианты

Начнем с исключений

Sony RX 10 в версии I и II

Sony RX-10 I на вторичном рынке
Sony RX-10 I на вторичном рынке

Это уникальная камера. С формальной точки зрения это компакт с матрицей 1 дюйм. Но здоровый, с развитой системой управления, со стабилизацией, и с уникальным объективом, невозможным ни в каких других системах. Диапазон фокусных расстояний 24-200 мм. с постоянной светосилой 2.8 по "всей длине". Объектив такого размера на других матрицах просто невозможен. Да еще и прекрасное качество картинки Carl Zeiss. Эта камера, во-первых, позволит снимать на фото от пейзажа до портрета, и приближать почти в 10 раз. Во вторых, порадует яркой картинкой. В третьих, к ней больше ничего кроме фильтров не надо
докупать. На вторичном рынке, как видите, есть совсем недорогие экземпляры.

Sony ZV-1

-11

Это также компактная камера с матрицей в 1 дюйм и объективом 24-70 со светосилой 1.8-2.8 (что еще лучше, чем в случае с RX-10). Но самое главное – это камера заточенная на съемку не только окружающего мира (на фото и видео), но и вас самих. Поэтому она является лучшим выбором если вы собираетесь снимать в походе блог. У нее отличная стабилизация и прекрасная запись звука. Даже встроенная. Но и природу она также будет хорошо снимать – только без фильтров и без зума на 10х

Большой плюс (хотя конечно с другой стороны и минус) несъемные объективы – они значительно меньше собирают пыль на матрицу.

Помимо двух указанных оптимальным будет покупка системы из тушки и объективов системы Micro 4/3. Как новой, так и бывшей в употреблении.

Реальный комплект б.у. выставленный на продажу. Olympus OM-D M5 Mk2
Реальный комплект б.у. выставленный на продажу. Olympus OM-D M5 Mk2

Вся система Micro 4/3 незаслуженно в тени полнокадровых фото и видеомонстров. Особенно хорошо она может проявить себя в походах и путешествиях

На камеру Micro 4/3 можно снять прекрасное видео и фото, она имеет отличную стабилизацию, часто – на матрице, у нее легкие и дешевые (относительно полного кадра) съемные объективы, легкие и часто влазгозащитные тушки

Очень выгодной может быть покупка сразу набора, комплекта из камеры и объективов. Часто люди продают, переходя на «старшую» систему, весь комплект. Конечно такая покупка требует проверки. Но при этом вы сможете приобрести весь комплект с несколькими объективами, батареями, камерой, фильтрами, по цене одного – двух новых полнокадровых объективов. И по весу их же.

Наиболее интересным предложением сейчас является камера Olympus OM-D EM 5 MII. Особенно при покупке бывшего в употреблении варианта.

APC системы (Canon, Nikon, Fuji) – стоит ли их покупать для похода - спорный вопрос. Зеркальные не дадут нормального видео, потому что у них не применялась матричная стабилизация. А беззеркальные – Canon и Nikon как ни удивительно – молодые и имеют малый набор объективов. Мало того, возможно, эти системы двух великих фирм не будут развиваться. Сейчас все крупные игроки в основном ставят на развитие полнокадровых систем. Сони имеет небольшой набор объективов именно для своих APSC камер. Но их цена, как и цена камер Fuji прибилжается к полнокадровым.

Полнокадровые системы Canon, Sony, Panasonic – дороги, имеют дорогую и тяжелую оптику, и их применение в походах имеет смысл, если вы ставите перед собой задачу профессиональнйо работы. Да и то упомянутыми ранее камерами в походах можно достичь сравнимого результата.

Какой должен быть минимальный набор объективов для камеры в походе, с учетом съемки фото и видео?

Фокусные расстояния и угол съемки
Фокусные расстояния и угол съемки

Самым первым объективом для съемки в походах можно сделать travel-zoom. Это объектив с невысокой светосилой, но с широким набором фокусных расстояний. Например с диафрагмой 3.5 – 5.6 и диапазоном фокусных расстояний 24-240 мм. На нем можно получить и широкий угол и приближение объектов и неплохое размытие заднего плана. Такой объектив лучше сделать основным и снимать как можно реже, чтобы меньше заносить пыли в объектив и на матрицу.

Объектив Travel-zoom для Sony E
Объектив Travel-zoom для Sony E

Подобные объективы есть для всех систем – от Micro 4/3 до полного кадра.

Портретный объектив. Это может быть объектив с фокусным расстоянием 75, 85, и даже 50 или 55 мм., с высокой светосилой – 1.4, 1.8, 2, 2.8. В качестве недорогой альтернативы фирменным объективам может быть применен упоминавшийся ранее Гелиос -44 (58 мм. Диафрагма от 2.0). Он позволит вам сделать красивые портреты, фото природы крупным планом, с необычным размытием заднего плана.

При необходимости такой минимальный набор можно дополнить сверхшироким объективом на 14, 17 или 18 мм. Он также может быть недорогим с мануальной настройкой. Хорошо подойдет для неторопливой съемки пейзажа.

Если же вы планируете больше снимать именно видео, то тогда ведущим объективом может стать с фокусным расстоянием 24-70 мм. и постоянной светосилой 2.8. Таким объективом удобно снимать любые сюжеты на видео. Но подойдет он и для большинства фотозадач, исключая сверхширокий угол и большое приближение.

Наш девиз!
Наш девиз!

Завершая обзор, могу отметить, что покупка техники важный, но не единственный фактор хороших фото и видео из похода. Очень много значат ваши навыки. Поэтому их нужно развивать и приумножать. Также (что не так существенно в обычной жизни) особое значение начинают играть планирование похода, выбор времени съемки, согласование ваших потребностей как фотографа и потребностей, возникающих во время жизни на природе и движении по маршруту. В любом случае поход – то самое место, где вы встретитесь с невероятно красивой природой, хорошими людьми, яркими событиями и впечатлениями. И снимать в походе стоит, чтобы сохранить и рассказать другим обо всем, что происходило с вами во время путешествия!