Привет всем! С вами филолог, который всегда старается дать новый анализ, которого еще нет в интернете.
Иван Бездомный – это первый герой, с приключениями которого нас подробно знакомит автор. Именно его глазами мы наблюдаем таинственное исчезновение Воланда после гибели Берлиоза — все то, что повлекло за собой безумие Ивана.
Сумасшествие Бездомного произошло одновременно с обращением этого материалиста и атеиста ко всему тому, что он ранее отвергал - интуиция, мистика, бессознательное. До сих пор столь уверенный в правильности своего мировоззрения, теперь он действует абсолютно наугад и иррационально.
Он неизвестно зачем и почему заходит именно в дом 13 и в квартиру 47, где ему, между прочим, сразу открыли дверь и впустили. Затем происходит его символическое обращение в веру (ведь в этой странной квартире он нашел и взял с собой иконку и свечу).
А сразу после этого - купание в реке, которое можно трактовать символически, как обряд крещения. Все это происходит в странно-пустынной обстановке, вокруг него нет ни души. Это - его символический уход в пустынь, отречение от мира.
В реальный мир, полный людей, Иван ненадолго возвращается, лишь когда уже омылся в водах и отрекся от прежней жизни (потерял одежду, то есть приличный и привычный внешний вид, а с этим и удостоверение Массолита, которым раньше так гордился).
С этого момента он странник среди людей.
Его блуждание в кальсонах по вечерней Москве является параллелью для блуждания Левия Матвея за Христом, которого увозят на распятие.
И тот, и другой отреклись от прежней жизни, от прежних убеждений и интересов ради поиска истины. Оба потеряли свой благой и приличный вид после разоблачения своей прежней жизни. Встреча с иррациональной правдой, правдой не от мира сего, встревожила все их существо.
И получается, Воланд приводит Ивана к "истине" так же, как Иешуа привел к ней Левия Матвея. То есть Воланд - помощник Бога, его параллель. Правда, истина у Воланда немного другая - она именно параллельная, не совпадающая с той, что у Иешуа. Что не умаляет ее интереса и значения в глазах Булгакова.
Ведь обе истины, и Бога и Сатаны, противостоят в романе материализму и полной духовной тупости, а это главное по мысли автора. Поясним нашу мысль.
Крещение крещением, но совершено оно странным образом. Иконка и свеча взяты в неприглядной темной квартире дома номер 13, в пыльном, грязном углу. При самом «крещении» в Москве-реке присутствовал лишь один случайный человек, да и тот вор и проходимец, оставивший Бездомного без одежды.
Получается, что Бездомный "крестился" в какую-то странную веру, полу-добро, полу-зло, полу-грязь, полу-свет?
Он вышел из прежнего примитивного слепого состояния, но не в свет той веры, что передана линией Левий-Иешуа, а в то амбивалентное измерение, в котором существуют мастер, Маргарита, Воланд и его свита. И которое принимает в своем романе сам Булгаков, так же как он принимает и свет, исходящий от Иешуа.
Продолжение следует.
Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.
Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!