Найти тему
Московские истории

Школа в Казачьем переулке: "На продлёнке мы научились профессионально перелезать через заборы"

Читательница канала "Московские истории" Ирина Маргушина продолжает рассказ об окрестностях Большой Полянки, где жила в 1970-х. Сегодня - о школе в 1-м Казачьем переулке.

На первом плане 1-й Казачий переулок дом 6, справа - школа, 1990 - 1995 г. Автор неизвестен.
На первом плане 1-й Казачий переулок дом 6, справа - школа, 1990 - 1995 г. Автор неизвестен.

Моя школа № 559 находилась в 1-й Казачьем переулке. Здание постройки 1936 года. Красное, кирпичное. Ещё без барельефов великих писателей, но с паркетными полами и огромными рекреациями и коридорами, с небольшим, но торжественным актовым залом, с лестничными перилами, отполированными не одним поколением школьных брюк и юбок. Школу эту заканчивали многие родители моих одноклассников, в том числе и мой папа.

1 сентября 1975 года запомнилось огромными, в мой рост, гладиолусами. Не потому, что гладиолусы были гигантскими, а просто я была маленькая. Тогда все дома по нашему 2-му Казачьему переулку были целы и мы шли в школу, собирая по дороге всех первоклассников из соседних домов.

Школа много раз меняла номера и названия, но здание оставалось прежним. Источник http://photos.wikimapia.org.
Школа много раз меняла номера и названия, но здание оставалось прежним. Источник http://photos.wikimapia.org.

Все нарядные: у девочек банты были больше головы, белые фартучки, мальчишки уже в синей форме. В каждом ранце – а разрешался в первом классе только ранец - лежали наборы первоклассника: счётные палочки, касса букв и слогов, букварь, пеналы и новшество – шариковые ручки.

Источник: из архива Оксаны Алешкович.
Источник: из архива Оксаны Алешкович.

Торжественная линейка проходила во дворе школы. Из-за цветов не было видно первоклашек. Рыдающие от волнения мамы и бабушки, папы и дедушки, раздающие последние наставления внукам. Первый звонок, и нас попарно (мальчик-девочка) ведут в школу. И вот мы в классе. Доска была коричневая. Учительница, Зинаида Юрьевна Мусина, – потрясающая! Окна – огромные, двери двустворчатые. Паркет натирали мастикой еженедельно. Мастика была жёлтая и не отстирывалась, поэтому ползать на коленках девочкам категорически не позволялось. А ещё парты. Деревянные, с откидной полочкой, скамьёй и углом наклона, отверстиями под чернильницы и выемками для ручек.

Парта. Источник http://pojects.kco27.ru/school_desk/.
Парта. Источник http://pojects.kco27.ru/school_desk/.

У младшей школы был свой этаж. На переменах там дежурили старшеклассники, которые учили мальчишек играть в слона (запрыгивание друг на друга так называется?). Девочки вели себя тише – ходили парами и рассказывали друг дружке свои маленькие новости и секретики. Были дёрганья за косички, подножки, записочки и прочая милая очень нужная детская ерунда.

Еще были уроки ритмики. Нас учили двигаться под музыку, пластике движений, правильной осанке и походке. Вела занятия тётушка нашей одноклассницы. Боже, какие у неё были плавные движения и красивые руки – она, наверное, могла руками, без слов, петь! Мы носили учебники на голове – для осанки, ставили ступни в «первую», «третью» или «четвёртую» позиции. Как это пригодилось, я оценила с возрастом – я не сутулюсь, не шаркаю и не косолаплю.

Физкультуру вёл замечательный преподаватель – Арарат Абрамович. Благодаря ему в школе были установлены столы, и на переменах выстраивались очереди для «поиграть в настольный теннис». Зимой этот армянский мудрец выводил нас кататься на лыжах. Сначала поблизости, в пионерский садик (я о нём уже писала), – это когда крепления на лыжах ещё не были под ботинки, а были такие прочные брезентовые ленты, которые фиксировали валенок (основной вид зимней обуви в то время). Затем нас начали выводить «в свет» – мы с лыжами переходили Полянку и Якиманку (тогда улицу Димитрова) и где-то напротив посольства Франции, пройдя между домами, оказывались на огромном пустыре. Вот там-то Арарат Абрамович гонял нас уже, как будущих лыжных чемпионов.

Была продлёнка. Столовая и школьные обеды – ммм! Это так вкусно! Мама смеялась, что школьные котлеты и сосиски приучили меня к мясу. У нас на продлёнке в первом классе был тихий час. В специально оборудованной спальне стояли кроватки, и мы сразу после обеда час отдыхали. Затем делали домашнее задание и шли гулять. Продлёнка запомнилась тем, что с нами действительно делали уроки! Домой мы шли уже полностью подготовленные к следующему учебному дню.

Помимо этого на продлёнке мы уже самостоятельно познакомились с результатом взаимодействия карбида и воды, научились строить снежные крепости, профессионально перелезать через заборы, плести макраме из проволоки и самое главное – дружить. В этом огромная заслуга нашей первой учительницы Зинаиды Юрьевны и классного руководителя Рустеллы Сергеевны Поповой.

Это сейчас родители отдают детей в школу уже подготовленными, а Зинаида Юрьевна учила нас с нуля - писать, считать, читать. Еще она наказывала нас за ябедничество, обманы и вообще нечестное поведение.

Прописи.
Прописи.

Рустелла Сергеевна, как выяснилось на перекличке 4-го класса 1 сентября, учила ещё наших родителей. Когда некоторые из нас («коренные») вставали из-за парты в ответ на свою фамилию, Рустелла Сергеевна внимательно, как бы фотографируя, смотрела из-под своего выпуклого лба и – называла имя своего ученика из предыдущего поколения! Эта потрясающая маленькая (ростом чуть повыше нас) женщина обладала сильным характером, огромным интеллектом и прекрасной дикцией. Она научила нас не только уважать правила русского языка, но и излагать свои мысли письменно - обязательно красивым почерком. Почерк нам ставили жёстко. У всех в классе он был с наклоном, закруглённый. И еще она сделала книгу нашим большим другом. Весь наш класс – любители почитать.#ирина маргушина

Еще по теме: "Лет в 6 я переходила Большую Полянку, не замечая светофора и пешеходного перехода, - просто перелезала через ограждения", "Папа и дядя Виля, в трениках и домашних шлепанцах, сидят верхом на заборе и перебрасываются мячиком".