Премьера спектакля «Снежная королева» во МХАТе имени Горького прошла в декабре 2019-го. Спектакль играют уже второй сезон.
Я был и на премьере, и год спустя – зрителей всё так же много, конечно, с поправкой на сегодняшние требования продавать только двадцать пять процентов билетов. Четверть зала заполнена; сними это ограничения и будет аншлаг.
Спектакль семейный. В идеале для трёх поколений, хотя в большом городе редко бывает, что в театр пошли сразу и дети, и родители, и бабушка с дедом. А ведь сказка Андерсена - она и для младших, и для старших, и для тех, кто видит в ней притчу о потерянном сыне (или внуке) и воскрешающей силе любви, и для тех, кто следит за крутыми поворотами остросюжетной истории про исчезнувшего мальчика, про трудный путь на Север («зима близко»), про искушения и соблазны, про говорящих воронов и быстрых оленей, про разбойников и золотую карету и про холодную деву Смерти, которая правит вечностью и чью ледяную гармонию рушит слеза ребёнка.
Есть такое массовое убеждение, что советская власть ужасно цензурировала сказки Андерсена, выбрасывая из них даже малейший намёк на христианские мотивы. Но вот у меня на полке стоит изданный в 1973 году том Андерсена из «Библиотеки всемирной литературы», тираж – триста три тысячи экземпляров. «Снежная королева» дана в переводе Анны Ганзен. В тексте есть строчки псалма:
Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа!
Герда произносит слова молитвы «Отче наш» - и легион ангелов встаёт на её защиту от снежных чудовищ. Бабушка читает вслух Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное» - и всё это напечатано массовым тиражом без каких-либо цензурных правок. Так что ангел на театральной сцене – возвращение не только к букве, но и к духу сказки, рассказанной писателем-христианином.
МХАТовская «Снежная королева» - рождественский квест, современный по форме, классический по содержанию. Рэп и псалмы, разбойники на джамперах и танцующие цветы, жутковатые снежные курицы, уносящие, Кая и магическое зеркало, в котором до начала спектакля отражается зрительный зал - всё это щедрый, яркий, взрывной зрелищный мир, театральность в чистом виде. Судя по реакции детей, это послание они считывают и оставляют в себе, забирают с собой.
Рецензенты пишут, что режиссёр «Снежной королевы» Рената Сотириади - ученица Юрия Любимова. Школа мастера чувствуется - как и лучшие таганковские постановки, спектакль построен на работе в ансамбле, на слаженности всех исполнителей, и мхатовская труппа с этой задачей не просто справляется, а играет на пределе, ярко, точно.
Отдельно надо сказать о художнике-постановщике Ирине Титоренко и художнике по костюмам Наталии Яковчик. Чудеса фантазии, дерзость и многожанровость, сплавленная в единство стиля.
«Мы сделали такие мультимедийные декорации, - говорит в одном из интервью режиссёр, - у нас сделан 3D mapping, когда можно буквально за пять-десять секунд перенестись из одного места действия в другое. Прямо у тебя на глазах какой-то город превращается в заснеженную площадь, а заснеженная площадь вдруг превращается в царство Снежной королевы, и ее глаза блестят на фоне черного неба».
Словом, целый мир в гулливеровской коробочке МХАТа. Браво!