Новгород
Огромная река Шелонь. От Старой Руссы до Шимска – белое стальное солнце, белое сияющее шоссе, белое небо. Вернулись к Ильмень-озеру. Тёплая вода, можно идти долго-долго, а вода всё не доходит до колена. Просвечивающий на мели песок придаёт ей цвет кофе с молоком. Вдали синь, по которой идёт пароход; противоположного берега не видно. Закатное солнце уже мостит по воде свою вечную дорогу.
Что для неё отрезок человеческой истории, вместившей в себя историю русичей, рождение и гибель их цивилизации? Когда-то крепкая вера в Бога спасала их от гибели, от нашествия иноплемённых и междуусобной брани – от самих себя. Простор и покой, не хочется уезжать. Не хочется возвращаться туда, где нет на родной земле тихого места и созидания, где царит вечная суета. И лишь рабский труд и нищета для тех, кто пытается жить по вере.
Горько сознавать, что и здешний покой до времени — однажды поставят забор и скажут: частная собственность. Построят «элитные» города или пляжи с игровыми комплексами, как на острове дураков. Неужели?! Деды мои, деды, за что вы сложили головы?
Нет, не за то, чтоб одни ваши внуки стали рабами у новых господ, а другие поселились на вышеупомянутом острове. И не за то, чтоб с лица земли исчезли ваши деревни и сёла, оскудели поля, погибли леса, высохли озёра.
Часам к десяти вечера были в Новгороде, поселились в гостинице «Волхов» в центре города. Прекрасный номер, можно отдохнуть, выспаться. Утром поехали осматривать окрестности. В двух шагах Кремль. Перед ним – целая аллея сувенирных палаток.
Суббота, свадьбы — молодожёны идут в Кремль приобщиться к истории своей родины, постоять у Вечного огня. Много иностранцев, одна их них — небольшая группка всё время следовала попутно нам, и я невольно обратила внимание, как они восхищённо осматривали храмы, слушая своего экскурсовода; долго и напряжённо всматривались в памятник «Тысячелетию России», потом — в иконы, выставленные в музее. Неужели догадались через всю ложь и грязь, что не может народ, когда-то создавший всё это великолепие, построивший такие города, народ многовековой силы и славы, основавший богатейшую культуру, быть лишь ублюдочным пропойцей и подонком? Знал, что делал тот вечный лжец, кто оболгал наш народ; как знает он вечное, библейское — что царство, расколовшееся в самом себе, не устоит.
Новгород впервые упоминается в летописи под 859 годом. Пятьсот лет назад русские земли объединились в одно государство под власть Москвы, и Великий Новгород утратил свою независимость — в пользу или во вред великому городу, оставим размышлять историкам.
Летописцы говорят, что Новгород не знал до того ни татарского ига, ни княжеских усобиц. Справедливый закон гласил: «без вины волости не лишати, без посадника волости не раздавати, закладников не принимати…». Таким законом ограничивалась княжеская власть от «беспредела», и даже охотиться запрещалось не ближе, чем за 60 вёрст от города.
Но, ограничив разбой в своём княжестве, новгородцы разбойничали в других русских землях, грабя и избивая наряду с иноземцами, собственных братьев. Жестокими и беспощадными были их походы к Нижнему Новгороду, в Кострому, Вологду. Сколь веревочке не виться, а расплата пришла – Дмитрий Донской, путём кровопролития и уговоров укротил Новгород, взяв мзду, обложив налогом.
В Новгороде всегда были проблемы с продовольствием — бесправные крестьяне (смерды), тянули непосильную лямку на скудных землях. Теперь к этому прибавлялись боярские интриги, очередная ссора с Москвой — по смерти великого князя. Шла борьба за московский престол, и новгородские бояре принимали в ней участие.
Плюс — неприязнь соседей, притесняемых новгородцами. Распря ширилась от Севера до Галича. Воевали князья, содействовали их брани бояре, рекой текла русская кровь, не вылезал из ярма трудящийся люд. Вот фрагмент истории Новгорода. «Амбиции города понятны – он владел территорией от Кольского полуострова до Торжка.
Являлся средоточием русской культуры, центром летописания, книгописания, распространения грамотности — археологами найдено около 800 берестяных грамот 11-15 веков. Сыграл важную роль в развитии русской архитектуры, живописи и прикладного искусства. В 16 веке был третьим после Москвы и Пскова по количеству населения. И до 18 века оставался одним из крупных хозяйственных и торговых центров России, несмотря на то, что сильно пострадал от шведов в1611-17 годах». А в состав Русского централизованного государства Новгород вошёл в 1478 году.
Нет ничего истиннее простых истин — прекратить раздрай и усобицу, одолеть внутреннего врага, и врага внешнего можно лишь объединившись. И мирное житие пожить, творя и созидая, а также сохранить созданное возможно только в целостном государстве. Ещё один пример тому – победа и возрождение после Великой Отечественной войны. Новгород в годы войны был почти полностью разрушен, а 1950-60 гг. отстроен заново.
Мы посетили прекрасный музей в новгородском Кремле, где как раз и дополнили, и обновили свои исторические познания. Экспозиция рассказывает о городе с самых ранних времён, в неё включены предметы быта, берестяные грамоты, оружие, орудия труда, одежда и обувь горожан. На втором этаже большое собрание иконописи. О русской иконописи издано много книг, мне нечего к ним добавить, кроме восхищения и благоговения, когда в очередной раз рассматриваю иконы в музеях.
В этот раз особо отметила, какое большое значение придавали древние мастера отделке каждой мельчайшей детали — впечатляет тончайшая, кропотливая узорная роспись, филигранная работа окладов, будь они из дерева или металла. Как только хватало времени на такую работу?
В Кремле идут восстановительные работы. Строителями работают русские парни и девушки, наверное, студенты. Зашли в Софийский собор, самый древний из всех построек за крепостной кремлёвской стеной.
Построен сыном Ярослава Мудрого, Владимиром. Есть предание — когда иконописцы писали снаружи настенное изображение Спасителя, Его благословляющая длань оказалась сжатой. Три раза пытались мастера это исправить, стирали и вновь писали, но картина возобновлялась. И вот услышали глас, возвестивший, что длань будет сжата и город будет жив до тех пор, пока Господь держит его в Своей руке. В Софийском соборе в числе других чудотворных икон находится образ Божией Матери «Знамение». Эта икона XII века считается заступницей Новгорода и его жителей. Поклонились ей, приложились.
Поехали в Свято-Юрьев монастырь, основанный в 1030 году Ярославом (в крещении Георгием) Мудрым. Георгиевский собор снаружи напоминает трёх витязей-исполинов, стоящих плечом к плечу в стальных шлемах-куполах, отражающих синее небо.
Храм, как три богатыря – Вера и родина вместе. Не зря. В монастыре Юрьевом розы цвели, Купола, как шлемы. Синие от неба… Ввысь, ввысь, Душа, поднимись И отвлекись От насущного хлеба. Скорой походкой монахи прошли. Пристальный взгляд вспоминаю. Чья – я? Не знаю…
Рядом – Витославицы, музей деревянного зодчества, куда с Новгородской губернии свезены деревянные церкви, дома, овин, кузница. Хорошо пахнет в старой деревянной избе, прохладно в жару. Вызывают ностальгию, лёгкий вздох старые вещи, словно ещё живо тепло рук, их создавших. В овине запах сена, здесь время останавливается на пороге иного бытия – неторопливого, вдумчивого, созидательного. Долго сидели на пригреве за старой церковью, откуда открывается широкий вид на поле, на Юрьев монастырь.
Вечернее солнышко уже начинало золотить старые тёмные брёвна, Ольгины волосы, полевую траву. Покачались на тяжёлых скрипучих качелях с широкой доской. Спасибо вам, добрые люди, уберёгшие эту частичку русского бытия. Вернулись в гостиницу, собрали и погрузили в машину пожитки, выпили отличного, крепкого, очень дорогого кофе в гостиничном баре и отправились дальше.