Найти тему
Светлана Горячева

Розочки. Написать букетик маслом шаг за шагом

Покажу и расскажу, как написана эта картина. И поделюсь секретом, как получить эффект прямого солнечного света и воздуха в живописи.
Покажу и расскажу, как написана эта картина. И поделюсь секретом, как получить эффект прямого солнечного света и воздуха в живописи.

Главные задачи в этой работе - передать ощущение залитого солнцем светлого пространства и убедительно поместить в него маленький букетик ярко-розовых роз. Для того, чтобы понять, как решаются эти задачи, полезно вспомнить открытия импрессионистов. Чем ярче свет, тем более чистыми и насыщенными будут цвета. Живописная гармония будет достигаться не добавлением сложных серых или коричневых оттенков, объединяющих и успокаивающих яркие пятна, а мерцанием вспышек чистого цвета, которые смешиваются не на палитре, а в процессе зрительного восприятия картины.

1. Легко набрасываем очертания букетика прозрачной разбавленной краской и сразу приступаем к живописи. Начинаем с самых ярких и насыщенных по цвету пятен - это сердцевины ближних к нам розочек. Цвет лепестков в глубине цветка всегда наиболее насыщенный, так как много раз отражается и усиливается от лепестка к лепестку. Максимально насыщенный цвет дают прозрачные слои красок, через которые проходит поток света и  возвращается к зрителю, отразившись от белого холста. Самый яркий прозрачный розовый цвет даёт краска краплак розовый прочный - его я и использую в начале работы. Желательно сохранить в готовой картине участки такой  прозрачности - это придаст работе дополнительную красоту.
1. Легко набрасываем очертания букетика прозрачной разбавленной краской и сразу приступаем к живописи. Начинаем с самых ярких и насыщенных по цвету пятен - это сердцевины ближних к нам розочек. Цвет лепестков в глубине цветка всегда наиболее насыщенный, так как много раз отражается и усиливается от лепестка к лепестку. Максимально насыщенный цвет дают прозрачные слои красок, через которые проходит поток света и возвращается к зрителю, отразившись от белого холста. Самый яркий прозрачный розовый цвет даёт краска краплак розовый прочный - его я и использую в начале работы. Желательно сохранить в готовой картине участки такой прозрачности - это придаст работе дополнительную красоту.

А дальше занимаемся выстраиванием тоновых и цветовых отношений. По отношению к розам зелень будет тёмным пятном - в общем-то, единственным тёмным пятном во всей картине. И цветовая насыщенность зелёного ниже, чем у розового. Кладём краску так же прозрачно (отличная прозрачная краска - изумрудная зелёная, но тут на свету потребуется добавить теплоты - например, с помощью сиены натуральной, а в тени - фиолетовый холод)

Прямой солнечный свет придаёт освещённым участкам более тёплые оттенки, теням - более холодные. На цветах это тоже хорошо заметно - самые яркие участки освещённых лепестков приобретают желтоватый оттенок, а в тенях мы ясно видим сиреневые. Яркие света мы дадим ближе к финалу работы, а вот тени наметим уже сейчас.

2. Ищем тоновые отношения букетика и фона. Света на цветках будут светлее фона, а тени - темнее. Можно заметить, что светлое пространство и белая ваза в тени тоже приобретаю холодный голубоватый оттенок. Уже на этом этапе желательно показать, что дальние цветы имеют менее чёткие очертания, не так контрастно взаимодействуют с фоном, как ближние.
2. Ищем тоновые отношения букетика и фона. Света на цветках будут светлее фона, а тени - темнее. Можно заметить, что светлое пространство и белая ваза в тени тоже приобретаю холодный голубоватый оттенок. Уже на этом этапе желательно показать, что дальние цветы имеют менее чёткие очертания, не так контрастно взаимодействуют с фоном, как ближние.
3. Намечаем цветы на теневой стороне букета, замечаем, что по тону они более цельные, воспринимаются одним пятном.
3. Намечаем цветы на теневой стороне букета, замечаем, что по тону они более цельные, воспринимаются одним пятном.
4. Добавляем освещённый цветок в глубине, падающую тень от букета. Теперь, когда общее впечатление и основные тоновые и цветовые отношения найдены, можно конкретизировать детали. Более подробно следует проработать ближние цветы - на них самая выразительная и контрастная светотень. Тени на ближних розах будут темнее, чем на остальных, а света - светлее.
4. Добавляем освещённый цветок в глубине, падающую тень от букета. Теперь, когда общее впечатление и основные тоновые и цветовые отношения найдены, можно конкретизировать детали. Более подробно следует проработать ближние цветы - на них самая выразительная и контрастная светотень. Тени на ближних розах будут темнее, чем на остальных, а света - светлее.
5. Изучаем развитие розового цвета в зависимости от освещения. Сами розы одинаковые по цвету, но на картине насыщенность розового постоянно меняется, а кое-где гаснет настолько, что практически превращается в свою противоположность - в тени на некоторых лепестках мы видим даже зеленоватые оттенки. На самых ярких светах насыщенность тоже теряется - краешки лепестков становятся белёсыми, чуть желтоватыми.
5. Изучаем развитие розового цвета в зависимости от освещения. Сами розы одинаковые по цвету, но на картине насыщенность розового постоянно меняется, а кое-где гаснет настолько, что практически превращается в свою противоположность - в тени на некоторых лепестках мы видим даже зеленоватые оттенки. На самых ярких светах насыщенность тоже теряется - краешки лепестков становятся белёсыми, чуть желтоватыми.

Пространство за нашим букетом нейтрально по цвету - но сколько разнообразных оттенков порождает в нём взаимодействие с красочными пятнами цветов в ярких лучах солнца! Участки, освещённые прямым светом приобретают желтоватый оттенок, тени - голубоватый. Однако в глубине падающей тени снова можно заметить теплоту.

Важно не выкрашивать фон ровно - оттенки должны мерцать и переливаться - так возникнет впечатление живой воздушной среды.

Если мы изображаем ярко освещённый цветной предмет на нейтральном фоне, полезно учитывать явление одновременного контраста. Яркий цвет предмета вызовет в окружающем пространстве оттенки противоположного по спектру цвета. Красный и зелёный - такая контрастная пара, поэтому вокруг наших розовых роз обязательно проявятся зеленоватые тона.

6. Уточняем светотеневые отношения, прописываем детали. Обращаем внимание на разницу касаний различных цветовых пятен. Так, граница вазы и фона в тени размывается очень мягко, а освещённые лепестки розы на фоне тёмной зелени контрастны и чётко вырезаны. Разнообразие касаний делает пространство более убедительным и позволяет играть вниманием зрителя - какие-то детали "в фокусе", а какие-то можно списать.
6. Уточняем светотеневые отношения, прописываем детали. Обращаем внимание на разницу касаний различных цветовых пятен. Так, граница вазы и фона в тени размывается очень мягко, а освещённые лепестки розы на фоне тёмной зелени контрастны и чётко вырезаны. Разнообразие касаний делает пространство более убедительным и позволяет играть вниманием зрителя - какие-то детали "в фокусе", а какие-то можно списать.
7. Обращаем внимание ещё на одно оптическое явление, открытое в живописи художниками-импрессионистами. Это иррадиация, свечение ярко освещённых предметов. В этом случае цвет вырывается за пределы очертаний предмета - именно так светятся наши розовые розы. Розовый цвет распространяется на участки более тёмного фона и вносит свой вклад в общее живописное мерцание.
7. Обращаем внимание ещё на одно оптическое явление, открытое в живописи художниками-импрессионистами. Это иррадиация, свечение ярко освещённых предметов. В этом случае цвет вырывается за пределы очертаний предмета - именно так светятся наши розовые розы. Розовый цвет распространяется на участки более тёмного фона и вносит свой вклад в общее живописное мерцание.