Найти тему
Рыжий Библиотекарь

Ребят, а где же Элис?

Оглавление
Обзор Alice is missing

В сонном городке Сайлент Фоллс зима. Сегодня последний день перед каникулами, и коридоры старшей школы заполнены учениками, которые отряхивают с курток мелкую снежную крошку. На лицах большинства из них читается предвкушение грядущих праздников, но вскоре оно сменяется беспокойством, стоит им только взглянуть на школьную доску объявлений. Среди графиков футбольных тренировок и листовок о выборах в студенческий совет появился ещё один постер — объявление об исчезновении Элис Брайрвуд.

Так начинается Alice is Missing — одна из самых интригующих ролевых инди-игр минувшего года. Примечательна она строгим ограничением по времени (ровно 90 минут), жёсткой структурой, но главное — своим форматом. Дело в том, что Alice — это «безмолвная» НРИ, в которую предлагается играть в полной тишине посредством переписки в общем чате.

Задумка игры показалась мне достаточно интересной, чтобы попробовать её в новогодние праздники. О том, что из этого получилось, я сегодня и расскажу.

Совершенство формы

В техническом плане игра практически безупречна: приятный дизайн карточек (здесь их много), прекрасно написанное руководство для игроков, удобные шпаргалки и даже те самые постеры с объявлением об исчезновении Элис. Подача материала выполнена замечательно. Она интригует и побуждает разбираться в том, как же всё это работает.

О таймере, на который завязана основная механика игры, авторы тоже позаботились. Для этого они собрали полноценный плейлист, слепили из него ролик для «Ютуба» и снабдили его отсчётом времени, оставшегося до завершения истории.

Роли игроков

Герои игры — друзья и близкие Элис, обеспокоенные её исчезновением. Их связывают самые разные отношения, но у каждого есть свои соображения о случившемся. Задумка авторов, очевидно, состояла в том, чтобы подготовка к игре не занимала много времени, поэтому ключевые факты предыстории персонажей определены заранее. Тем не менее большая часть из них сформулирована в форме вопросов, поэтому у игроков остаётся достаточно творческой свободы для детализации выбранных образов. Таким образом, несмотря на одинаковый набор имён и связей, у каждой группы будет своя Элис и свои секреты, которые тяготят юных героев.

Интереснее всего авторы поступили с ведущим. Формально его тут нет, и все участники находятся в равных условиях. Тем не менее одному из них предстоит рассказать остальным правила и отправить в чат первое сообщение. Такой игрок называется здесь куратором, и он берёт на себя роль старого друга Элис, который лишь недавно вернулся в город. Он ничего не знает об исчезновении девушки, и потому собирает групповой чат с её друзьями, чтобы выяснить, почему она не отвечает на звонки.

-2

Наперегонки со временем

Одна из главных особенностей игры — это жёсткое ограничение по времени. Фаза подготовки занимает 30–50 минут и проходит в свободном формате: игроки выбирают персонажей, придумывают их секреты и описывают отношения друг с другом. Здесь же участники сочиняют детали, относящиеся к ключевым подозреваемым и местам, в которых будут происходить события будущей истории.

После фазы подготовки и обязательного перерыва начинается сама игра. Длится она ровно 90 минут — не больше и не меньше. Для того чтобы отмерять время, авторы рекомендуют использовать либо обычный таймер, либо их ролик-саундтрек, в который таймер уже встроен.

Следить за временем важно, поскольку именно на этом построена ключевая механика Alice is Missing. В игре есть карточки с отметками от 90 до 10 минут (с шагом в 5–10), которые на этапе подготовки распределяются между игроками. Когда таймер достигает нужного значения, участник заглядывает в карточку, читает краткое описание события и пытается ввести его в игру.

Событие первой карточки (90 минут) фиксированное: один из игроков создаёт чат и спрашивает остальных, где Элис. Когда очередь доходит до последней карточки (10 минут), герои находят пропавшую девушку. Как именно это произошло и какой окажется её судьба, заранее неизвестно. У каждой карточки есть несколько вариантов, поэтому, даже если куратор прочёл всю игру, он всё равно не знает, чем всё закончится.

-3

Личный опыт

Несмотря на приятное первое впечатление, на практике игра прошла далеко не так круто, как я надеялся. Возможно, всё дело в том, что авторы слишком уж громко обещали «иммерсивный опыт», который должна подарить игра. Отдам им должное: предложенный формат, начальная ситуация и техническая часть игры действительно подталкивают к погружению в атмосферу этого маленького приключения. Мешает же этому лишь одно: то самое ограничение по времени.

Каждые десять минут в игру вводится новое событие, и игрокам даётся не так много времени, чтобы осмыслить его и как следует обсудить. Напоминаю: делается всё это исключительно с помощью текста на телефоне, никаких громких дискуссий. Мои навыки мобильной печати находятся на посредственном уровне; кроме того, я склонен писать длинные развёрнутые сообщения. Из-за этого игра проходила в атмосфере постоянного цейтнота и общей сумбурности происходящего, что весьма эффективно выбивало меня из погружения.

По прошествии 90 минут у нас получилась стройная история в духе игры Life is Strange. И хотя я доволен ей со структурной и драматической точек зрения, эмоционально она меня практически не затронула.

-4

Резюме

Alice is Missing прикидывается казуальным сторигеймом, но на практике требует от участников весьма серьёзной подготовки. Порог вхождения у этой игры один из самых высоких, которые я встречал. Причина этого в том, что из-за специфического формата доля метагейма — общения между участниками вне роли — сводится к нулю. В обычных НРИ всегда можно уточнить у другого игрока, что тот имел в виду, узнать, почему он поступил так, а не иначе, подать какой-нибудь знак, спросить или дать совет. Так или иначе, всегда есть дополнительный уровень общения, который помогает генерировать идеи и настраиваться на одну волну. Здесь же ничего подобного нет. Каждый участник предоставлен самому себе и вынужден самостоятельно придумывать и интерпретировать новые события истории, причём всё это — в условиях жёсткого ограничения по времени.

Возможно, Alice is Missing и может подарить тот самый Deep Immersive Experience, о котором говорят авторы, но ещё более вероятно, что она станет настоящим испытанием ваших способностей к импровизации и построению совместного повествования.

Хорошо/интересно:

  • Великолепное техническое исполнение элементов игры.
  • Использование таймера как основы механики игры.
  • Гармоничное исполнение роли куратора.

Плохо/спорно:

  • Низкая реиграбельность: игра, скорее всего, наскучит после 1–3 итераций.
  • Формат игры завязан на скорость печати на телефоне: если она низкая, погружения в атмосферу игры не произойдёт.
  • Высокий порог вхождения: игра буквально испытывает игроков на прочность.

*****

Автор обзора — Александр «Вагрант» Семыкин, ведущий блога «Запертая комната»

Если вы ещё, по какой-то причине, не подписаны на блог Библиотекаря, скорее исправьте это упущение! Его можно найти в VK, телеграме и «Яндекс. Дзене».