Найти в Дзене

1, 2 ПЕТРА; ИУДЫ (ч.2): ВОЗРАДУЙТЕСЬ В ЖИВОЙ НАДЕЖДЕ

Оглавление

(1 Пет. 1:3-12)

На угольной шахте Фармингтона, штат Западная Вирджиния, произошла одна из самых тяжелых аварий в прошлом столетии. В июле 1968 г. я переехал в Фермонт, что в нескольких милях от Фармингтона, чтобы работать с местной церковью. А через несколько месяцев на шахте номер девять в Фармингтоне произошла эта ужасная трагедия. Семьдесят восемь человек не вышли из забоя. Не было такой семьи в городе, которую бы не задело это горе. Я помню заплаканные лица людей, когда они сдавленными голосами говорили: “Нам остается только надеяться”. Слово “надежда” может выражать отчаяние.

Апеллировать к надежде может быть рискованно. Фрэнсис Бэкон как-то заметил: “Надежда хороша на завтрак, но не годится для ужина”. Порой надежда бывает иллюзорной; иногда это приют для глупца, типичным представителем которого, на мой взгляд, является человек, тратящий деньги на лотерейные билеты. Хотелось бы знать, сколько среди любителей попытать счастья в лотерее бухгалтеров, врачей или юристов. Те, кто знает, как мало шансов выиграть в лотерее, вряд ли в ней участвуют. Система рассчитана на то, чтобы сыграть на жадности, безрассудстве и невежестве тех, кто надеется выиграть. Бывает, что кому-то это удается, но не многим.

Глупец надеется потому, что он невежествен, ленив или и то, и другое вместе. Когда человек в отчаянии, он надеется потому, что реальность для него слишком невыносима. Мудрый же надеется, потому что так велит ему здравый смысл. Мы можем переносить трудности, если у нас есть основание верить, что в будущем нам станет лучше. Петр говорит своим читателям именно о такой надежде мудрого человека.

НАДЕЖДА ЖИВА, ПОТОМУ ЧТО ЖИВ ИИСУС (1:3-5)

Что мог духовный руководитель сказать тем, кто только-только был присоединен к Христу и уже призван нести бремя в Его имя? Они начали новую жизнь, с радостью взирая на благословенную надежду, и совсем не рассчитывали на то, что соседи станут их избегать, власти преследовать, а им самим будет отказано в самом необходимом. Петр взывает к надежде. В главе 1 это слово он употребляет трижды (ст. 3, 13, 21), а в главе 3 - два раза (ст. 5, 15). 1 Петра называют “посланием надежды”, а самого Петра - “апостолом надежды”. Не стоит утверждать, что Петр призывал к надежде чаще других новозаветных авторов. Например, в трех главах Послания к римлянам (5, 8 и 12) Павел в общей сложности употребил слово “надежда" пятнадцать раз. Но, хотя называть 1 Петра “посланием надежды” может быть преувеличением, нет никакого сомнения, что надежда является основной темой его первой главы. Христианская надежда тесно связана с концом света, явлением Господа и гибелью в огне всего материального (1:5, 7, 9, 13).

Читатели Петра знали, что Иисус Христос воскрес из мертвых. Они возродились к упованию живому - живому потому, что Христос правит, будучи живым Господом (1:3, 21).

Кто может быть причастным к этой живой надежде? Петр пишет, что это те, кто “возродился” (1:3), или принял от Бога дар “второго рождения” (Современный Перевод). Петр говорит не больше того, что сказал Иисус Никодиму около тридцати пяти лет тому назад. Живая надежда приходит с рождением от воды и Духа (Ин. 3:5). Фраза “родиться от воды и Духа” подразумевает крещение погружением в воду. Человек рождается свыше, чтобы причаститься к живой надежде, когда поднимается из воды после соединения с Господом в крещении. Встретившись с кровью Христа в водах крещения, он возрождается “от слова Божия, живого и пребывающего вовек” (1:23).

Что это за живая надежда, на которую взирают христиане? Петр говорит, что это небесное наследство, “нетленное, чистое, неувядаемое” (1:4). Греческое слово, переведенное как “наследство”, означает получение своей части, или доли. Доля христианина - это доля наследника. В Гал. 4:1-7 Павел противопоставляет долю слуги доле сына. Пребывая во Христе, христианин получает полную долю в наследстве, которое только Бог может отписать Своим сыновьям и дочерям.

Возможно, что мысль о доле на небесах для читателей 1 Петра значила больше, чем она значит для многих сегодня. Второе пришествие Господа и унаследование небес вызывает меньше интереса, чем, скажем, рост стоимости медицинского обслуживания или возможность приобрести музыкальный центр, который произведет впечатление на соседей. Может ли современному человеку открыться перспектива, которая заставит его страстно желать исполнения обещания небес? Петр дает ответ: перспектива “спасения, готового открыться в последнее время” (1:5), “похвалы, чести и славы в явлении Христа” (1:7) и “подаваемой вам благодати в явлении Иисуса Христа” (1:13) наложит отпечаток на любую победу, поражение, цель, радость и скорбь. Напоминание о конце времен может излечить сердце, которое целиком отдало себя миру.

РАДОСТЬ ЖИВА НЕСМОТРЯ НА СКОРБЬ (1:6-9)

Что мог Петр сказать христианам, которые страдали за веру? Если призыв надеяться представляется естественным, то радость в данной ситуации вроде бы совсем не к месту. И все же Петр не сдерживает своих чувств, напоминая им об их радости во Христе. Слова, которые он употребляет, могут нам показаться чересчур напыщенными, и тем не менее перевод точно передает смысл сказанного: “[вы] радуетесь, радостью неизреченною и преславною” (1:6). На греческом эта фраза даже еще больше, чем в переводе, изобилует превосходными степенями. Чему же радоваться? По существу, Петр говорит: “Сын Божий любит вас, и вы полюбили Его. Он отдал жизнь, чтобы искупить вас у греха. Сейчас же, когда вы страдаете, вы достигаете цели вашей веры - спасения ваших душ. Посему вам есть о чем радоваться невыразимой радостью”.

Ересь, проникшая в классные комнаты и на кафедры проповедников, утверждает, что с хорошими людьми происходит только хорошее. Она говорит, что у верного христианина будут послушные, уважающие его дети, новейшая модель автомобиля и невысокая закладная. Хотелось бы мне, чтобы так оно и было, однако людям, к которым обращается Петр, было очень плохо. У кого-то, вполне возможно, было конфисковано имущество, а от других отказались их собственные дети. Апостол говорит им: “Не позволяйте обстоятельствам лишать вас радости. Награды превышают все страдания”.

Нет сомнения, Христос дает нам лучшую жизнь, какая только возможна в этом мире, но один из Его способов - это ориентация нашего разума на вечность. Читая 1 Петра, мы не можем избежать ощущения, что мыслью о вечности дышит каждая строка послания. “Вы, возможно, не видели Его своими глазами, - говорит Петр, - но вы уверовали в Него, и верою ваши души будут спасены”. Многое может заставить нас помнить о вечности: день посещения (2:12; в Современном Переводе день пришествия), пребывание Иисуса одесную Бога (3:22), готовность Бога судить живых и мертвых (4:5), близость конца всего (4:7), явление Его славы (4:13), явление Пастыреначальника (5:4). Когда мы устремляем свой взгляд в вечность, этот мир с его незначительными поражениями и победами блекнет. Познать Христа - значит переориентировать себя. Христос дает новое видение жизни - видение, которое наполняет радостью даже самый мрачный пейзаж.

БОДРОСТЬ ЖИВА БЛАГОДАРЯ ПРОПОВЕДИ ПРОРОКОВ (1:10-12)

Петр напоминает своим читателям о пророках, которые писали о рождении, жизни и учении Иисуса. Их проповедь в совокупности является свидетельством Нового Завета. Петр, возможно, имел в виду ветхозаветные свидетельства в том же смысле, в каком ссылался на них Иисус в Лк. 24:27, но существует и другая вероятность. Апостол здесь мог подразумевать и новозаветных пророков. Кого бы ни имел в виду Петр - ветхозаветных или новозаветных пророков, Бог послал Своих вестников подготовить избранный народ к принятию наследства. Пророки служили читателям Петра и давали им силы выдержать насмешки нечестивых. Родившись свыше, они получили Божье особое благословение - благословение, которое проповедовал Святой Дух, посланный с преславных небес.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слова Петра заложили фундамент и побудили христиан вспомнить великие основы своей веры. Живая надежда, к которой они были призваны через воскресение Христа, с лихвой окупала все страдания. Надежда и обетование давали им основание для радости, которую не могли устранить никакие земные препятствия. И прежде всего, напомнил им Петр, они были теми, кому служили пророки. Они были наследниками предвечного определения Божьего для Его народа. Послание Петра было написано около двух тысячелетий назад, но высказанная в нем мысль по-прежнему волнует Божий народ. Противостояние, с которым сталкиваются христиане, не имеет никакого значения в свете надежды и обещания славы. Петр хотел многое сказать в своем письме, но все это сказанное нужно было воспринимать сквозь призму радости пребывания во Христе.

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн