Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о величайшем событии во вселенной - Рождестве Христовом, без которого было бы невозможно наше спасение через Воскрешение Иисуса Христа, Господа нашего, подарившего свет надежды всему человечеству. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 13 января 2013 года.
Сегодня последний день Рождества – отдание праздника. И мы входим в завтрашний праздник великий праздник – Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. Сегодня вечером в 17 часов будет всенощное бдение, и завтра совершаем Литургию Василия Великого. И после этого начинаем готовиться уже к празднику Богоявления – Крещения Господня.
Но это не значит, что мы должны забыть до следующего года то, над чем мы размышляли, и какие важные вещи нам стремилась Церковь сообщить через Евангелие, через богослужение, через проповедь, может быть, через те книги, которые кто-то из нас читал, чтобы осмыслить это главное событие человеческой истории.
Весьма ощутимо и даже очевидно, что глубина этого события, к сожалению, не доходит до нашего сознания. Нечто подобное происходит и часто бывает на разных лекциях, которые мне много десятилетий приходилось читать в разных местах. Бывает, что пытаешься донести что-то очень важное, важное и для меня самого, и для тех людей, которые специально для этого и собрались. Но вдруг открывается дверь где-то сбоку или сзади, и примерно 30 процентов голов аккуратно поворачиваются туда. Ну, я представляю, было бы что-то необычное, например, ввели слона, роскошно одетого в бархатные ризы, шитые золотом. Ну, довольно необычно, поэтому удивление, любопытство к этому явлению как бы оправдано. Но когда входит такой же человек, так же одетый, как и ты, и даже чуть извиняясь, сжимает плечи, старается пригнуть голову, делая вид, что мы его не замечаем, но всё равно – головы поворачиваются!
Это говорит о том, что мы живём весьма рассеянно. И поэтому очень важные вещи, увы, уходят от нас из нашего сознания. Как Господь сказал: «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге, и птицы небесные поклевали его» (Лк. 8, 5). К сожалению, определённая (и немалая!) часть людей, тут же теряет то, что даже и отразилось в памяти, но на какой-то очень незначительный период.
Это не значит, что говорить бесполезно, но это малопродуктивно. В этом смысле труд каждого проповедующего имеет внутри себя вот такие скорби. Потому что любому сеятелю хочется, чтобы взошло каждое семечко. А если всходит только каждое десятое, то представляете, сколько раз приходится сеять мимо. Это, конечно, очень печально. Слава Богу, что мы живём не один год. А поэтому мы можем ежегодно молитвенно переживать событие Рождества Христова… И приход будущей Матери Божией в Иерусалим. И их остановку на ночлег в пещере. И появление младенца Иисуса в этой пещере в яслях для скота. И восхваление ангелов. И приход сначала пастухов, а потом, много позже, и волхвов для того, чтобы принести дары новорожденному Богомладенцу. Ну и, конечно, это страшное событие с избиением Иродом четырнадцати тысяч Вифлеемских младенцев от двух лет и моложе. Как он испытал от волхвов по времени, когда должен был родиться Спаситель и Мессия для Израиля, как они думали, но на самом деле – для всего человечества.
До пришествия Христа Спасителя в мир, мы жили в эпоху, когда Адам потерял Рай. А вместе с ним Рай потеряли и все мы как его дети и потомки, потому что дети всегда наследуют то, что осталось им от их отца. И до пришествия в мир Христа Спасителя каждый человек и на земле жил в аду – потому что люди, потеряв Рай, потеряли и Бога. И общение человека и Бога прекратилось. Мы помним из Библии, что Адам сам спрятался от Бога, потому что ему было стыдно, что он нарушил заповедь. Стыд имеет такое свойство: он жжёт человека. И как Адаму (и Еве, конечно, мы их не различаем, потому что Бог создал человека не как набор индивидуумов, а как семью, поэтому, говоря «Адам», мы говорим и «Ева»), как им было избавиться от этого? Стыд жёг. Как удалиться от этого жжения? Только удалиться от Бога. Что и было сделано.
Поэтому дети Адама уже вынуждены были Богу приносить жертвы и искать с Ним какие-то связи, какие-то пути, чтобы до Него «достучаться», что-то ему сообщить: своё благорасположение. И Господь уже в этих жертвах находил для Себя либо что-то приятное, либо неприемлемое. Конечно, человек может к Богу обращаться и в любой форме. Мы прекрасно понимаем, что Богу совершенно не нужен кусок переработанной нефти с фитилём, который по старой памяти называется восковой свечкой. От этого Он ни богаче не станет, ни бедней. Но мы этого не отвергаем, потому что в этом есть жертва Богу. Конечно, она такая микроскопическая, но бывает, что человек к этому ещё присовокупляет какое-то своё чувство, а иногда и слова, что-то просит. И для Бога важно вот это общение. «Ты хочешь свечку? Ну, пожалуйста, если тебе так легче. Если ты думаешь что это чему-то должно помочь, то хорошо, давай договоримся: пусть это поможет. Но так по рассуждению ясно: даже твоя просьба никак не соответствует пропорции: твоя зарплата и твоя свечка. Ты слишком много хочешь и практически даром».
Но Богу и цена не важна. Ему важно только одно: что в эту секунду происходит в твоём сердце. Потому что каждый родившийся на земле человек – Богу не чужой, даже если он гордо и глупо заявляет: я, дескать, атеист. Ты, во-первых, болван, а, во-вторых, ты можешь говорить всё, что угодно. Посмотрим, что ты будешь говорить через три минуты после того, как твоя душа покинет твоё тело. Вот ты нам после этого, через три минутки, когда возврат назад уже будет невозможен, расскажешь нам про атеизм и про всё, что ты там читал, и забыл, и перепутал. Это всё дело временное. А можно и чуть раньше: кто желает избавиться от атеизма, – поезжай на войну. Когда пульки начинают вокруг свистеть, и рядом умирают те, с которыми ты сегодня завтракал гречневой кашей с тушёнкой, они ещё не хладные, а тёпленькие трупы. Тогда посмотрим: какой ты будешь атеист. А на следующий день, когда будут молебен служить о том, чтобы Господь сохранил, ты сам первый побежишь вставать в ряд и просить батюшку, чтобы он тебя святой водой окропил и прочее, прочее. И маме звонить что, давай, ты там за меня помолись. Это самое обычное дело. Не обязательно смерти ждать, чтобы в этом убедиться: в самой душе, в чувствах своих, когда наступает некая опасность, ну невозможно не вспомнить о Боге! Просто невозможно.
Сама жизнь напоминает человеку сначала о смерти, потом о вечности, которая следует за этой смертью, ну а потом о Боге. Потому что каким-то таким чувством, прапамятью, мы начинаем ощущать Его присутствие в нашей жизни. И получается, что вот все эти атеизмы дурацкие – это просто какой-то глупый мальчишеский задор, когда человек начинает что-то такое гордое (а гордое – это всегда глупое) городить несусветное.
Пришёл Христос. И самое главное, что произошло – это кардинальное преображение Вселенной. Всё человечество, все дети Адама жили в аду на земле, который создали здесь. Потому что результатом греха может быть только ад. И после смерти абсолютно все люди, а точнее сказать, их души, аккуратно все до единого поступали в ад: ничего другого не было. Поэтому и древние греки, а вслед за ними и римляне, создавая мифы о мрачном царствии Аида, были совершенно правы: абсолютно беспросветное бытие души. Даже то место, которое евреи величали «лоно Авраамово», где пребывали души пророков и праведных, – это тоже место… в аду.
А что изменилось? А изменилось то, о чём говорит Иоанн Златоуст в том Слове, которое мы читаем на Пасху: «Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и пали демоны».
Божество во Христе навсегда соединилось в Вифлееме с человечеством. И это навечное соединение меняет не только жизнь на нашей земле (это вообще заметно), но и меняет те вещи, которые для нас незаметны. Мы не знаем, сколько Господь вывел оттуда народу, но говорят, и Евангелие об этом свидетельствует, что Иерусалим наполнился этими людьми. Многие жители Иерусалима видели воочию этих людей, которых Господь вывел из ада. Каким образом эти души обрели какое-то очертание, а, может быть, они и воскресли со Христом, – мы не знаем, но есть свидетельства: они для многих стали видимы. Поэтому нет ничего удивительного, что на древних иконах от 16 века и старше всегда изображают спускающегося во ад Христа, как он выводит за руки Адама и Еву, и за ними идут сонмы праведников ветхозаветных. Даже Иоанн Предтеча, этот лучший из людей, как о нём сказал Господь, и то до сошествия Христова во ад пребывал там.
Изменилась вся Вселенная. Всё человечество разделилось на две части. Эти две части состоят и определяются только по одному единственному признаку – признаку веры. Веруешь ли ты во Христа Сына Божия? Веруешь ли ты, что Христос вочеловечился? Что Бог с этих самых времён стал человеком и не только умер, как все люди, но и как первенец из всех людей – воскрес? И мало того, что Он воскрес, Он уже в воскресшей Своей плоти вознёсся на небеса. И сейчас, пока я с вами беседую, Он на небесах рядом с Отцом Небесным пребывает во плоти! В той самой плоти, с помощью которой Он ел рыбу на берегу Тивериадского озера с апостолами, в той самой плоти, которая носила следы распятия и прободения копьём. И это соединение плоти человека с Божеством – навсегда. Это новое качество человечества, к которому каждому человеку дано приобщиться через веру.
Доносится до каждого родившегося на земле (ну какая-то часть и в Вифлееме рождается) весть, благая весть, или по-гречески Евангелие, что родился Спаситель. А спасение в чём? Что каждый человек через крещение должен привиться, как веточка дикой маслины, к этому живоносному древу, которое есть Христос, и стать частью Церкви. И тогда в нём, в этом человеке, со времён его крещения начинает жить благодать Божия. Если он свою жизнь подчинит этой плодоносной животворящей маслине, то тогда он получает спасение. Этот человек, который привился через крещение Церкви, а Церковь и есть это древо (к нашим дням уже двухтысячелетнее), начинает новую жизнь, именуемую жизнью духовной. А не жизни плоти по преимуществу как у животных: есть, пить и то, что относится ко взаимоотношению полов, – три таких самых главных инстинкта для всех млекопитающих.
А есть и задача выше: оказаться там, где и Христос, то есть одесную Бога и Отца, услышать от Него голос: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» (Мф. 25, 34). Потому что мы уже не дети Адама, а мы братья и сёстры самому Христу, по плоти и по благодати. Для каждого человека есть возможность не просто выйти из ада, но и вознестись к Престолу Божию и наследовать Вечную жизнь одесную Самого Бога Отца. Какая огромная разница: из ада преисподнего на вершину Славы Божества! Вот что Бог уготовал всем любящим Его! А теперь посмотрим, на что мы это всё размениваем.
Поэтому спасение заключается не в том, что кто-то что-то съел и что-то не то съел. А спасение совершенно в другом: Христос родился, чтобы грешного человека из ада возвести на Небеса. Если б мы этому спасению не сопротивлялись, то результатом нашей жизни как была бы небошественная жизнь, от которой, к сожалению, мы глупо уклоняемся, как студент поворачивает голову в сторону открытой двери во время чтения лекции в аудитории.