Ежедневно метро Санкт-Петербурга обслуживает 2,53 миллиона пассажиров. Каждый раз, спускаясь на станцию, невольно задумываешься: а как метро проложено под Северной столицей? Ведь, как известно, Петербург построен на болотах, а историческую часть города пронизывает сеть каналов.
Почему метро в Петербурге появилось позже, чем в Москве
В отличие от других европейских столиц, метрополитен в Санкт-Петербурге появился сравнительно недавно: первая Кировско-Выборгская линия открылась 15 ноября 1955 года, в то время как лондонская подземка ведет свою историю с 1863 года. И дело было не в отсталости отечественных инженеров: строить метро было необходимо, но технически очень трудно, а система наземных поездов, предложенная инженером Петром Балинским в конце XIX в., была слишком дорогостоящей и могла испортить архитектурный облик города.
Строительство во время Великой Отечественной войны
21 января 1941 года под грифом «Совершенно секретно» вышел приказ Лазаря Кагановича №27 «О строительстве Метрополитена в Ленинграде», и метростроители немедленно приступили к работе. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы: рабочие записались в добровольцы, а объекты были законсервированы. К возведению подземки удалось вернуться только в 1946 году.
Какие проблемы возникали при прокладке
У метростроителей Петербурга было достаточно сложностей: грунты сильно насыщены водой, а иногда встречаются огромные валуны, преодолеть которые механизированным путем не выходит. В этом случае приходилось полностью останавливать работы и искать способы извлекать камни вручную.
Так, например, при прокладке тоннеля от станции «Беговая» к «Новокрестовской» диаметр булыжников достигал 1,5 м. Если камень попадался на большой глубине, его взрывали, как это сделали под домом компании «Зингер» на Невском проспекте в 60-х гг.
Из-за водонасыщенных грунтов приходилось закладывать станции на глубине не менее 40-50 м, там, где залегали плотные кембрийские глины (порода возрастом 530-600 миллионов лет). По этой причине метро Санкт-Петербурга считается одним из самых глубоких в мире, а глубина заложения станции «Адмиралтейская» – 84 м.
Как прокладывали тоннели
Для прокладки тоннелей в самом начале работ в распоряжении метростроителей были только лопаты и отбойные молотки, но уже к 1949 году на помощь пришли проходческие щиты, сборные металлические подвижные конструкции. Первые щиты позволяли развивать скорость проходки до 300 м в месяц: вращающийся режущий элемент срезал пласты глины гораздо быстрее, чем рабочие руки.
Со временем метростроители получили более современные проходческие щиты: в 1981 году даже был установлен мировой рекорд по скорости по проходке тоннелей – 1250 м за месяц. Помог в этом щитовой комплекс с обжатой обделкой диаметром 5,63 м Ясиноватского машиностроительного завода.
Для сооружения наклонного выхода на поверхность грунты замораживали при помощи жидкого азота, что позволяло сделать их пригодными для строительства. Однако позже наступал период разморозки: грунты оседали, что могло привести к разрушению близлежащих зданий. Именно поэтому на станции «Адмиралтейская», расположенной в плотной исторической застройке, больше 10 лет не было выхода в город.
Тоннель и платформа станции были готовы в 1997 году, а проблема с сооружением эскалатора решилась только в 2011, когда немецкая компания «Herrenknecht AG» при помощи тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) «Аврора» проложила наклонный ход под углом в 30 градусов.