Найти тему

Сложно ли было проложить метро в Санкт-Петербурге

Оглавление

Ежедневно метро Санкт-Петербурга обслуживает 2,53 миллиона пассажиров. Каждый раз, спускаясь на станцию, невольно задумываешься: а как метро проложено под Северной столицей? Ведь, как известно, Петербург построен на болотах, а историческую часть города пронизывает сеть каналов.

Станция «Автово»
Станция «Автово»

Почему метро в Петербурге появилось позже, чем в Москве

В отличие от других европейских столиц, метрополитен в Санкт-Петербурге появился сравнительно недавно: первая Кировско-Выборгская линия открылась 15 ноября 1955 года, в то время как лондонская подземка ведет свою историю с 1863 года. И дело было не в отсталости отечественных инженеров: строить метро было необходимо, но технически очень трудно, а система наземных поездов, предложенная инженером Петром Балинским в конце XIX в., была слишком дорогостоящей и могла испортить архитектурный облик города.

Проект наземных поездов инженера П. Балинского
Проект наземных поездов инженера П. Балинского

Строительство во время Великой Отечественной войны

21 января 1941 года под грифом «Совершенно секретно» вышел приказ Лазаря Кагановича №27 «О строительстве Метрополитена в Ленинграде», и метростроители немедленно приступили к работе. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы: рабочие записались в добровольцы, а объекты были законсервированы. К возведению подземки удалось вернуться только в 1946 году.

Схема первой ветки метрополитена Санкт-Петербурга
Схема первой ветки метрополитена Санкт-Петербурга

Какие проблемы возникали при прокладке

У метростроителей Петербурга было достаточно сложностей: грунты сильно насыщены водой, а иногда встречаются огромные валуны, преодолеть которые механизированным путем не выходит. В этом случае приходилось полностью останавливать работы и искать способы извлекать камни вручную.

Валуны при прокладке наклонного хода
Валуны при прокладке наклонного хода

Так, например, при прокладке тоннеля от станции «Беговая» к «Новокрестовской» диаметр булыжников достигал 1,5 м. Если камень попадался на большой глубине, его взрывали, как это сделали под домом компании «Зингер» на Невском проспекте в 60-х гг.

Из-за водонасыщенных грунтов приходилось закладывать станции на глубине не менее 40-50 м, там, где залегали плотные кембрийские глины (порода возрастом 530-600 миллионов лет). По этой причине метро Санкт-Петербурга считается одним из самых глубоких в мире, а глубина заложения станции «Адмиралтейская» – 84 м.

Вестибюль станции метро «Адмиралтейская»
Вестибюль станции метро «Адмиралтейская»

Как прокладывали тоннели

Для прокладки тоннелей в самом начале работ в распоряжении метростроителей были только лопаты и отбойные молотки, но уже к 1949 году на помощь пришли проходческие щиты, сборные металлические подвижные конструкции. Первые щиты позволяли развивать скорость проходки до 300 м в месяц: вращающийся режущий элемент срезал пласты глины гораздо быстрее, чем рабочие руки.

Со временем метростроители получили более современные проходческие щиты: в 1981 году даже был установлен мировой рекорд по скорости по проходке тоннелей – 1250 м за месяц. Помог в этом щитовой комплекс с обжатой обделкой диаметром 5,63 м Ясиноватского машиностроительного завода.

Ясиноватский щит с обжатой отделкой
Ясиноватский щит с обжатой отделкой

Для сооружения наклонного выхода на поверхность грунты замораживали при помощи жидкого азота, что позволяло сделать их пригодными для строительства. Однако позже наступал период разморозки: грунты оседали, что могло привести к разрушению близлежащих зданий. Именно поэтому на станции «Адмиралтейская», расположенной в плотной исторической застройке, больше 10 лет не было выхода в город.

Строительство станции «Адмиралтейская»
Строительство станции «Адмиралтейская»

Тоннель и платформа станции были готовы в 1997 году, а проблема с сооружением эскалатора решилась только в 2011, когда немецкая компания «Herrenknecht AG» при помощи тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) «Аврора» проложила наклонный ход под углом в 30 градусов.

ТПМК «Аврора»
ТПМК «Аврора»