Найти тему
БИТ

Как Борис Годунов хотел Вольный Дон покорить. Часть 1.

Войско Донское представляло из себя в XVI—XVII веке военно-демократическую республику. Эта республика была особым, отдельным от московского царства, государством, имея свою территорию, свой народ и свою власть. Суверенная верховная власть в Донской республике принадлежала общему народному собранию, носившему название Круга и Войскового Круга.

Все это было следствием того, что казаки были прирожденными республиканцами. Каждая отдельная группа казаков, для какой бы цели она ни объединялась, решала все дела сообща в Круге. Собирались ли они рыбу ловить, или соль добывать, отвозить товары на продажу, собирались ли праздник справлять, или шли на занятие нового «юрта» под станицу, отправляли посольство в Москву или к другим соседям—народам, всегда казаки выбирали на Кругу атамана, как начальника и есаула, как его помощника.

В военное же время, для борьбы с врагами, выбирали еще и полковников, сотников и есаулов. Ни один из них не был назначаем кем либо. Все всегда — избранные. Все они, по окончании срока своих полномочий, становились снова рядовыми казаками, пользуясь почетом и уважением соответственно проявленных ими заслуг перед Войском. Над всеми стоял Войсковой Круг, постановления которого были обязательны для всех жителей Донского Войска, независимо от того — всех или части станиц были там представители, выносящие какое-либо решение. Его постановления были законом для всех донских казаков, где бы они в этот момент ни находились. Войсковой Круг пользовался таким авторитетом среди казаков, что он в своих решениях охватывал все области современной ему жизни на Дону.

Войсковой Круг решал все дела, касавшиеся Донской Республики: объявление войны и заключение мира; посылку вспомогательных войск на службу царю, прием послов, отправление послов и грамот окрестным народам и в Москву; все церковные и монастырские дела; выборы всей войсковой администрации и смену ее, прием в казаки и исключение из казачества; выдачу полномочий („войсковых проезжих грамот. Круг разрешал станицам заем новых юртов на территории войска и основание новых городков; он же выдавал соответственные грамоты и решал земельные вопросы. Круг судил все преступления против Войска и главнейшие уголовные преступления, назначал наказания. Наконец, Круг распределял царское жалованье.

А. Кившенко. «Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь»
А. Кившенко. «Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь»

Этот демократический строй казачий не давал покоя царям Московии и особенно боярам. У них не укладывалось в голове, что можно быть всем «лучшим» и всем равным; жить дружно, иметь строгую дисциплину, и не иметь в своей среде бояр и бесправных крестьян. Дон беспокоил Москву гораздо больше, чем когда-то вольные Новгород и Псков. Московское государство, — несмотря на то, что Донское Войско вело совершенно независимо дипломатические переговоры с соседними народами, само объявляло войну и заключало мир, — не хотело все же признавать официально за ним этого права. Не признавало, но и мешать не имело возможности.

Такие отношения между Доном и Москвой продолжались до 1614 года, когда в силу всевозможных передряг Смутного времени, Московское государство было настолько ослаблено, что его правительство нашло возможным признать Дон государством, а не общиной казачьей, закрепив этот акт фактом передачи дел сношения Москвы с Доном из Разряда в Посольский Приказ, по современному — в министерство иностранных дел.

Но каково бы ни было государственно-политическое устройство Дона, каково бы ни было официальное отношение к нему Москвы — смотрела ли она на него как на общину казачью, признавала ли государством, — во еще с дальних времен Донское войско не давало покою боярской, а затем и боярско- крепостнической Москве. Цари московские, в своем стремлении расширить площадь своего государства, не сводили глаз с Донских степей; кроме того, ими владела мысль приблизиться к морским берегам и, самое главное, что их беспокоило — это тот демократический строй, что царил у казаков. Этот строй казачий был как бы бельмом в глазу у Москвы, постоянно причиняя беспокойство. Оно особенно ярко выразилось в конце XVI и особенно в первой и, отчасти, второй половины XVII века, т. е. в тот период времени, который интересен для нас в данном случае.

Тогда как в основе Московского царства были: самодержавный, не отвечающий перед народом царь, за ним «царские слуги, бояре и воеводы и раболепные перед своими», но заносчивые, деспотические, самодурствующие перед ниже себя стоящими; а под ним составляя основу и опору своих господ - нищее. На Дону в то же самое время — свобода, равенство и братство под покровом независимого их Отечества.

Мысль о Доне навевала вельможам радужные мечты ... И земли там богаты, рыбные реки, выход в море — путь к торговле с Западом. Есть к чему стремиться, есть чем поживиться, есть над чем развернуть свою «широкую» русскую натуру. Бояр посадить им, чтобы спеси посбавить с казаков; воевод водворить для... уважения Москвы, приказных для страху, а там ... , глядишь, эти храбрые вояки-донцы будут служить нам уже не по «Войсковому Присуду», а по нашему, Московскому, приказу.

Не у одного правителя России копошились эти думки в голове. Больными были также и бояре, которые страдали этой немощью, как будто больше всех. Но вся беда в том, что ведь это были не русские крестьяне, а казаки. Надо быть сугубо осторожным, хитрым, а порой и ласковым с ними. Ведь цель — взять их под свою высокую руку и, взяв, раздавить их вольность, вытравить из души всякое понятие е праве и свободе. И Москва «тихой сапой», как говорят, начала подбираться к Дону, его демократизму и Независимости.

До поры до времени она встречала у себя донские посольства— «Зимовые станицы» — наравне с другими иностранными послами. Очень радушно их принимала, богато одаряла. Словом, вела себя так, что и сомнения быть не могло в отсутствии «дружеских» отношений.

Но, попутно с этим, под предлогом государственной необходимости, Московское царство, когда-то так далеко отстоявшее на север от границ Дона, начинает постепенно приближаться. Это стремление особенно ярко проявляется в конце XVI и в начале XVII веков, т. е. незадолго до появления на свет Степана Разина, в царствование Бориса Годунова, когда Москва усиленно начинает продвигаться на юг.

Борис Годунов, будучи еще только правителем, проявлял определенную неприязнь к Дону. Он, как правитель, безусловно был в курсе сношений Москвы с Доном. Нет сомнения, что знал также и о форме писания к ним грамот, где в начале упоминается имя атаманов, затем низовых и потом уже верховых казаков. Зная также прекрасно, как ревниво-бережно донцы относятся ко всему, временем и бытом освященному, порядку у себя на Дону, захотел, как умный и довольно дальновидный государственный человек, бросить искру раздора в среду казаков, играя на чувстве обиды одних, на самолюбии других, т. е. прибег к излюбленному приему русских вождей всех времен в отношении соседних народов — «разделяй и властвуй».

И вот, в 1592 году от имени царя посылается на Дон грамота с таким заголовком: "От царя и великого князя Феодора Иоановича всея Руси, на Дон, донским атаманам верховым и низовым, Степану Ершову и всем атаманам и казакам верховым и низовым" . . . Буря разгоревшихся страстей в первую минуту по прочтении, вероятно, наполнило радостью сердце царского посла, что так легко и так просто можно внести разлад в среду этих мужественных, храбрых, не боящихся смерти людей.

Но . . . это была лишь минута возмущения. Ошибся царь, обманулся посол. Как низовые, так и верховые казаки, кричали.

Окончание материала.

Если Вам понравился материал - подписывайтесь на наш канал, что бы не пропустить еще более интересные материалы.

PS. И не забудьте поставить ЛАЙК!!!