Обычно легко бывает определить, что фильм поставлен по театральной пьесе. Действие таких почти всегда развивается в пределах одной квартиры (а иногда – и комнаты), а количество персонажей очень ограничено – ну четыре человека, ну пять. Может поэтому мало, кто догадывается, что сатирическую комедию «Старый новый год» (1980) тоже поставили по пьесе. Написал её известный советский драматург Михаил Рощин, а поставил на сцене МХАТа Олег Ефремов, который вскоре стал сопостановщиком экранной версии.
«Старый новый год» - нетипичный фильм с театральной предысторией. Персонажей в нём много, часто вообще используется людная массовка, а действие перебрасывается из одной квартиры в другую, перемещается на лестничную площадку или на улицу, а половина второй серии вообще переносится в общественную баню. Даже интересно посмотреть, как с этими метаниями справился Ефремов в театре. Попробую разыскать запись того спектакля, хотя, вряд ли она существует. Ну, а пока предлагаю вспомнить лучшие шутки из второй серии.
Наутро после бурной и весёлой ночи Петя Полуорлов мучается с похмелья и ищет, чем бы «подлечиться». Но его друг, баянист Гоша всё теребит его насчёт петиных идей об отказе от «излишеств»:
Нет, Петя! Самое главное, чтобы ты понял, сам понял, как я понял, что ты понял. Понял?
Пока Петя Полуорлов пытается унять головную боль и ноющую совесть, развеселившаяся тётя его жены, старый работник культуры Анна Романовна заливается соловьём. Наконец, мужик не выдерживает и срывается на ней:
- Вас никто никогда не попрекает. Но, как говорится, всяк сверчок знай свой шесток.
- Это я сверчок? Он говорит, что я – сверчок? Я – сверчок?
Когда Иван Адамыч берётся решить проблему с «горючим», в квартире Полуорловых обнаруживается ещё одна проблема – Пётр всю посуду раздал соседям в порыве бессребреничества. Даже рюмок не оставил! И из чего теперь пить? От досады глава семейства срывается на супругу, но друг Гоша приходит на помощь, хватая со стола мини-тазик:
А мы и из кастрюли можем!
В семье этажом выше – тоже семейный конфликт. Петя Себейкин даже хочет уйти из дома. Но только он делает шаг к двери, как лёгким движением руки супруга отправляет мужа на пол. Откуда он и бросает слезливую реплику:
Клавдия, не стой на путях!
Наконец, главы двух семейств при помощи старика Адамыча знакомятся и вместе с друзьями отправляются в баню. Здесь, повеселевшие и расслабившиеся они то жалуются друг другу на непонимание со стороны жён, то просто дурачатся. Пётр Полуорлов просит завернувшегося в простыню Адамыча изобразить древнего римлянина.
- Адамы, слушай! А ты встань, сделай руку так, и скажи: «Римляне! Сограждане! Друзья!». Это Шекспир.
- Римлянцы! Совграждане! Товарищи дорогия!
Каждый из двух главных героев решает, что старый новый год – хороший повод начать жизнь заново. И если изобретатель Полуорлов планирует вернуться на работу и взяться за не очень интересный проект, то у его нового друга мечты поскромнее:
В библиотеку запишуся. Эх, вот рассказ «Каштанка» не дочитал. Чем там дело кончилось?
Эх, хороший всё-таки фильм! А лучшие шутки из первой его серии смотрите по ссылке.
PS Выражайте лайками и дизлайками отношение к прочитанному, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересненькое.