Найти в Дзене
Беерот Ицхак

Милосердие ко всему живому — Запрет причинять страдания животным

Оглавление

Следовать путями Всевышнего

Тора ставит перед человеком невероятно почетную и возвышенную задачу: «…и будешь ходить путями Его» (Дварим, 28:9). Отсюда наши учителя выводят обязанность уподобляться добродетельным аспектам правления Творца (Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Деот», 1:5). Один из таких аспектов, благодаря которому возможно существование нашего мира – милосердие. Причем милосердие Творец изливает не только на человека, но и на все Свои творения, как сказано: «Г-сподь благ к каждому; Его милосердие – на всех Его созданиях» (Теилим, 145:9). Мудрецы в Талмуде говорят, что всякий, кто проявляет милосердие по отношению к творениям Создателя, удостоится милосердия с Небес (Шаббат, 121б). Тот, кто поистине любит Всевышнего, не может не любить Его творения (Маараль, «Нетивот Олам», «Аават а-Рэа», п. 1).

Важность обязанности милосердного отношения к людям, сформулированной в Торе общим повелением «Возлюби ближнего, как самого себя» и исполняемой на практике целым множеством более частных заповедей, переоценить трудно. Безусловно, милосердие к животным не идет ни в какое сравнение с этой сферой заповедей, и второе ни в коей мере не может выполняться за счет первого. Вместе с тем цельность качества милосердия человека проявляется в его жалости и бережном отношении ко всему живому.

В рамках данной статьи мы коснемся заповедей и законов, обязывающих милосердно относиться к представителям животного мира. Таких заповедей и законов довольно много. Мы упомянем некоторые из них. Следует оговориться, что многие из рассматриваемых нами заповедей принадлежат к разряду хуким, т. е. тех, которым нет рационального объяснения. Мы обязаны исполнять их только потому, что так распорядилась Высшая Мудрость. Вместе с этим на протяжении веков знатоки Торы пытались извлечь нравственный урок даже из хуким, не ограничивая рамки исполнения заповеди своими объяснениями.

«Не заграждай рта быку, когда он молотит»

В Торе (Дварим, 25:4) приведен запрет препятствовать животному, с помощью которого молотят, есть зерно во время молотьбы. Наши учителя объясняют, что этой заповедью Всевышний хочет приучить нас быть добросердечными и гуманными. Научившись жалеть животных, мы станем чуткими и отзывчивыми также и по отношению к людям, у нас появится потребность давать, помогать, благодарить, воздавать за добро («Сефер а-Хинух», п. 596). Некоторые мудрецы Торы из этой заповеди выводят запрет причинять страдания животным («Шита Мекубецет» от имени Раавада, «Хидушей а-Меири» и «Ашлама», Бава Меция, 32б; «Мошав Зкеним ле-Баалей Тосафот», Дварим, там же).

Обязанность развьючить животное, лежащее под тяжестью поклажи

Сказано: «Если увидишь ты осла, принадлежащего ненавистнику твоему, лежащего под ношею своею, не оставляй его: развьючь вместе с ним (хозяином)» (Шмот, 23:5). В этой заповеди заложены основы величайших моральных устоев: преодоление негативного отношения к тому, кто тебе ненавистен, и готовность ему помочь. В этих строках Торы содержится также обязанность вызволять животных из ситуаций, в которых они терпят физические страдания. Эта заповедь учит нас состраданию и милосердию по отношению ко всему живому («Сефер а-Хинух», п. 80). Некоторые комментаторы считают, что именно отсюда мы учим запрет доставлять животным страдания (Раши, Шаббат, 128б; рабейну Нисим, Бава Меция, там же).

Заповедь помочь навьючить животное

Если человек видит, что его ближний собирается навьючить осла, он, согласно предписанию Торы, обязан ему в этом помочь (Дварим, 22:4). В основном, конечно, чтобы помочь ближнему, но не только. В таком поведении выражается также проявление заботы по отношению к животному: когда поклажу нагружают равномерно, придерживая ее с обеих сторон, процесс навьючивания доставляет животному меньше дискомфорта и боли (Бава Меция, 30а; «Орхот Цадиким», «Шаар Рахамим»; «Сефер а-Хинух», п. 540; «Шита Мекубецет» от имени Ритва, там же).

Как быть в ситуации, когда помощь требуется сразу двум: одному нужно помочь навьючить животное, а другому – разгрузить? Закон гласит, что в первую очередь следует снять поклажу, т. к. этим он избавляет животное от страданий.

Запрет умерщвлять в один день животное и его приплод

Сказано в Торе (Ваикра, 22:28): «Но коровы и овцы не режьте в один день с потомством ее». Комментаторы считают, что один из открытых нам смыслов этой заповеди – воспитать в себе чувство милосердия и искоренить жестокость (Рамбан, Дварим 22:6; «Сефер а-Хинух», п. 294).

«Не ешь души вместе с мясом», «не ешьте с кровью», «и никакой крови не ешьте»

Из слов Торы (Дварим, 12:23) «…не ешь душу вместе с мясом» мы учим, что запрещено употреблять в пищу части животного, которые от него отрезали до того, как ему сделали шхиту. Из сказанного в книге Ваикра (19:26): «Не ешьте с кровью…» выводится запрет употреблять в пищу части животного до того, как оно умерло, даже если ему уже сделали шхиту (Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Шхита», 1:2). [Справедливости ради следует заметить: Раши (Хулин, 121б) считает, что это является запретом мудрецов, уподобивших поедание частей животного до того, как оно умерло, употреблению в пищу его органов до того, как ему сделали шхиту.] Фразой «И никакой крови не ешьте…» (Ваикра, 7:26) Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Некоторые учат, что эти указания Торы призывают нас отдалиться от жестокости и бессердечности по отношению к представителям животного мира и тем более к людям («Сефер а-Хинух», п. 452).

Другие заповеди, обязывающие милосердно относиться к животным

Перечислим вкратце еще ряд заповедей, которые, по мнению знатоков Торы, связаны с запретом причинять страдания представителям животного мира. «Если попадется тебе птичье гнездо на дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми» (Дварим, 22:6). Комментаторы (Рамбан, Дварим 22:6; «Сефер а-Хинух», п. 545) пишут, что животные испытывают страдания, если на их глазах у них забирают детенышей. Поэтому Тора заповедует прежде отослать мать и только после этого брать птенцов или яйца (Дварим, 22:7).

Для умерщвления животного, когда его собираются употреблять в пищу или принести в жертву Всевышнему, прибегают к сравнительно безболезненному способу – шхите. Запрещено зарезать животных для жертвоприношений в непредназначенном для этого месте, ибо в результате этого они становятся непригодными, а бесцельно уничтожать животных запрещено (Ваикра, 17:3-5, см. «Сефер а-Хинух», п. 186). [Кроме этого, бессмысленно истребляя животных, человек совершает нарушение общего запрета Торы портить пригодные к использованию предметы (баль ташхит, Дварим, 20:19).] Запрещено приносить животное в жертву, если еще не прошло семь дней с момента его рождения (Дварим 22:27, см, «Псикта Рабати», 1:1).

Есть обязанность дать покой своему животному в субботу (Шмот, 23:12). Запрещено начать прием пищи до того, как накормят своих животных (Дварим, 11:15; Брахот, 40а). Запрещено во время пахоты запрягать в плуг одновременно два или более разных видов животных (Дварим, 22:10). [Автор «Сефер а-Хинух» (п. 550) пишет, что эта заповедь целиком связана с запретом причинять страдания животным. Он объясняет этот запрет тем, что близкое соседство других видов вызывает у животных большое беспокойство. Некоторые объясняют, что, если одно из животных жвачное, а другое – нет, второе находится в состоянии постоянной зависти, полагая, что его «напарник» постоянно ест (ведь он постоянно жует), а ему не дают. По словам других комментаторов, в упряжи, состоящей из разных видов животных, вследствие равномерного распределения тяжести работы, на более слабый вид ложиться чрезвычайно большая физическая нагрузка, что, конечно же, доставляет животному страдания.] Все эти заповеди, согласно мнению разных комментаторов Торы, несут в себе идею милосердного отношения к представителям животного мира.

Дополнительные источники

Мы знаем, что ангел порицал Билама за безжалостное избиение ослицы, отказывающейся везти его в Моав, где он собирался проклинать еврейский народ (Бемидбар, 22:32). Некоторые наши учителя (Рамбам, «Морэ Невухим», 3:17; «Сефер Хасидим», п. 666) выводят отсюда обязанность относиться к животным с добротой и состраданием и запрет причинять им страдания и боль. [Поскольку в источнике запрета речь идет о нееврее, напрашивается вывод, что запрет мучить животных распространяется и на представителей других народов.]

Другие мудрецы Торы («Йом Труа», Рош а-Шана, 27а) учат обязанность милосердного отношения к животным из рассказа о чуде, совершенном Всевышним, давшем жаждущим воду в пустыне. Ведь Писание неслучайно подчеркивает, что этого великого чуда удостоились не только люди, но и принадлежащий им скот (Бемидбар, 20:8).

Некоторые считают («Хатам Софер», Бава Меция, 32а), что источником обязанности милосердного отношения к представителям животного мира является стих из Теилим (145:9): «Г-сподь благ к каждому; Его милосердие – на всех Его созданиях».

Помимо прочего следует также учитывать, что теоретически в любом животном может пребывать душа некогда жившего человека, вселенная в животное с целью восполнения своей мисси в этом мире. Соответственно, доставляя страдания животному, можно непреднамеренно доставить страдания душе какого-либо человека (Радбаз, п. 302, см. также «Сефер Харедим», где рассказывается об одном испанском еврее, которому явился во сне отец и просил выкупить у устроителей корриды быка, в которого после смерти вселилась его душа).

Несколько поучительных историй

В Талмуде (Бава Меция, 85а, см. «Томер Двора», гл. 3) рассказывается о том, как теленок, которого вели на бойню, вырвавшись из рук погонщиков, подбежал к раби Йеуде а-Наси и уткнулся ему в одежду, жалобно мыча, как бы прося сохранить ему жизнь. Раби Йеуда не стал защищать бычка, сказав ему: «Иди, ибо для этого ты сотворен». За такое, несоответствующее его высокому духовному уровню отношение к животному, раби Йеуде Свыше были посланы тяжелейшие физические страдания. Через некоторое время раби Йеуда увидел, как его домработница собирается вымести новорожденных крысят, пожалел их и попросил оставить их в покое. Наказание было снято, и страдания великого праведника и мудреца Торы сразу же прекратились.

Наши учителя («Харедим», «Мицвот Асэ Мин а-Тора а-Тлует ба-Вешет», 4:1) рассказывают о том, как великий каббалист Аризаль однажды заметил, что лик его ученика омрачен тенью греха, и что связано это с нарушением запрета доставлять страдания животным. Он сообщил об этом ученику, и тот, расспросив жену, выяснил, что она не готовит корм для домашней птицы, а выпускает ее добывать пропитание самостоятельно. Он попросил жену ежедневно готовить корм птице. Очень скоро после этого Аризаль обрадовал ученика, сообщив ему, что знак греха улетучился.

В Мидраше («Шмот Раба», 2:2) приводится, что Моше рабейну и царь Давид именно заботливым отношением к вверенному им скоту доказали свою готовность возглавить еврейский народ.

Использование животных на благо людям

Всевышний передал мир и все, что его наполняет, в полное распоряжение человека, как сказано: «И будут господствовать они над рыбой морской, и птицей небесной, и скотом, и над всем миром, и над пресмыкающимися, ползающими по земле» (Берешит 1:26, см. комментарий Мальбима и «Эмек а-Давар», там же). Неспроста в народе бытует выражение «Человек – венец творения». Ведь так говорит Писание: «Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его. Весь мелкий и крупный скот и зверей полевых. Птиц небесных и рыб морских, проходящих путями морскими» (Теилим, 8:7-9).

Животное на Святом языке — «беэма», а возвышение – «бима» В родстве этих слов наши учителя видят намек на то, что животные сотворены для того, чтобы с их помощью человек мог духовно расти и возвышаться, направляя все свои стремления и силы на служение Творцу (рав Шимшон Рафаэль Гирш, Берешит 1:25).

Использование животных на благо человеку не только разрешено, но и является исполнением высшего замысла, согласно которому каждому творению отведена своя роль (Кидушин, 82а). Всевышний сотворил мир, в котором огромное множество элементов находится в четком порядке и в абсолютной гармонии. Это необыкновенное единство является неоспоримым доказательством господства Творца над миром, воспевает Его могущество и славу. Органические соединения питают растительный мир, растения служат кормом для животных, которых, в свою очередь, человек использует для своих нужд. Сам же человек, верша добро и справедливость, выполняет волю Создателя. Это и есть смысл фразы: «И поместил Всевышний Адама в Райский Сад (Ган Эден), чтобы обрабатывать и охранять его» (Берешит, 2:15). Значит, что тот, кто верно выполняет свою миссию, пребывает в «Ган Эден» – в райском саду света и благополучия, не покидая этот мир.

Избранные законы

Умерщвление и причинение страданий животным

Умерщвление или причинение страданий животным, когда в этом нет пользы для человека, однозначно запрещено.

[В вопросе о том, запрещено ли причинять страдания животным Торой или постановлением мудрецов, мнения законоучителей разошлись. Согласно Рифу, Рамбаму (Бейца, 3:4), Рамбану (Шаббат, 154б и Берешит, 1:29), Рашба (Бава Меция, 33а) и др. это запрещено Торой. «Иреим» (п. 352), Мордехай (Авода Зара, гл. 1, п. 799), «Пней Йеошуа» (Бава Меция, 33а), «Ор Самеах» (Шаббат, 25:26) и др. считают, что это запрещено мудрецами.

Интересно заметить, что автор книги «При Мигадим» («Эшель Авраам», «Орах Хаим», 308:8) пишет, что в субботу доставлять страдания животному запрещено Торой по всем мнениям, ибо сказано: «…чтобы отдохнул вол твой и осел твой…» (Шмот, 23:12). Многие комментаторы («Таль Тора», Шаббат, 154б; «Имрей Йошер», ч. 3, п. 18; «Левушей Мордехай» и др.) пишут, что на первый взгляд данное заявление противоречит тому, что в трактате Шаббат (154б) приведено мнение рабана Гамлиеля, согласно которому доставлять страдания животным в том числе и в субботу, запрещено мудрецами, а не Торой. На это они же отвечают, что своему животному в субботу запрещено доставлять страдание Торой, а чужому – постановлением мудрецов. И рабан Гамлиель говорил о животном, которое не принадлежало конкретному человеку.

Согласно авторам таких авторитетных книг, как «а-Эшколь» («Алахот Шхита», п. 10), «Нода бе-Йеуда» («Йоре Деа», п. 10) и др., умерщвление животных не включено в запрет причинять им страдания, а по мнению Ари Мигаш («Шита Мекубецет», Бава Батра, 20а), «Шоэль ве-Мешив» (ч. 3, п. 25) и др., — включено. В книге «Шеилат Яавец» (ч. 1, п. 110) приводится, что согласно Каббале, запрещено уничтожать животных любых видов. Разрешено ли умертвить животное с тем, чтобы прервать его страдания, вопрос не простой и в каждом отдельном случае требует детального рассмотрения.]

Использование животных для нужд человека, даже если это сопряжено с причинением им страданий или лишением их жизни, как правило, разрешено («Трумат а-Дешен», п. 105; «Сефер а-Хинух», п. 586; «Шулхан Арух», «Эвен а-Эзэр», 5:14). Но если для достижения искомого результата есть возможность не причинять животному страданий, либо уменьшить их, человек обязан это сделать. Прибегать к таким способам использования представителей животного мира, которыми обычно не пользуются для данной цели, и которые сопряжены с мучениями или смертью животных, как правило, запрещено. Во всяком случае, прежде чем к ним прибегнуть, необходимо проконсультироваться с компетентным раввином.

Запрет причинять страдания и беспричинно уничтожать животных распространяется на все виды представителей животного мира, включая насекомых.

Запрет доставлять страдания животным распространяется как на их хозяев, так и на посторонних людей, а также включает в себя никому не принадлежащих животных.

Причинять страдания животным запрещено прямыми действиями и косвенным образом; самому и с помощью других; руками или с помощью каких-либо предметов; активными действиями и пассивно (не дав корма, не открыв доступ воздуха, не включив обогрев).

Обязанность избавить животное от страданий

Когда человек сталкивается с ситуацией, в которой животное претерпевает страдания, например, котенок, попавший в яму, птица, не способная вылететь наружу и т. п., ему следует предпринять меры для того, чтобы избавить животное от страданий (Бейца, 30б). При этом помимо естественного чувства жалости, необходимо помнить о том, что человек выполняет важную заповедь Торы, мера за меру, Всевышний оберегает тех, кто заботится о Его творениях. Разумеется, запрещено допускать, чтобы дети бросали камни в животных или доставляли им страдания другими способами...

читать дальше