Найти тему

Корпоративное обучение закупкам

Оглавление

Я являюсь и действующим закупщиком и действующим бизнес-тренером, поэтому могу всесторонне взглянуть на  корпоративное обучение закупкам.

Сначала проанализируем, кто снабжением занимается. Прежде всего это зависит от системы закупок, которая есть в компании. Первое, это могут быть как сотрудники отдела, «которым нужно». Второе, это профессиональные закупщики, у которых основная задача –  закупать товары и услуги.

Сотрудники непрофильных отделов

Нужно ли обучать сотрудников непрофильных отделов? Чтобы это понять, нужно ответить на несколько вопросов:

  1. На какую сумму в год сотрудник закупает товары и услуги? Если обучение стоит 10% и менее от всех счетов, за которые он отвечает, то рекомендую отправить его на хороший тренинг по торгу.
  2. Умеет ли он уже торговаться? Если ответ положительный, то это ещё не значит, что всё замечательно. Из этого следует, что стоит задать следующий вопрос.
  3. Спросите, как он снижал и на сколько цену за последние 5-10 сделок? Каков был его результат? А теперь и будут понятные его умения.

Из опыта: если никто не торгуется с поставщиками, то можно сэкономить порядка 30%, если начать обсуждать цену. Поэтому предлагаю внимательно изучить данный тип сделок, так как он имеет хороший потенциал для экономии.

Теперь переходим к профессионалам сферы закупок, которые только снабжением и занимаются. Что они должны знать?

Специалисты по операциям

Они занимаются только транзакциями и прочими вспомогательными функциями (размещениями заказов, общение со складом, передача документов в оплату и пр.). Очевидно, тут нужно хорошее знание ERP-систем и excel. Поэтому обучение соответствующим программам будет плюсом. А так же нужно видение процессов, умение анализировать остатки по складам.  Что с обучением? В большинстве случаев, достаточно нанять консультанта для оценки эффективности процессов и их улучшения,  а затем обучить сотрудников работе с откорректированным процессом.

Закупщики

Закупщики, в задачу которых входит поиск поставщиков, деловые переговоры и постоянная работа по улучшению условий.

Что должны уметь эти менеджеры?

  1. Вести деловые переговоры. Что в в них входит:
  • Осознанный выбор стратегии переговоров, потому что разные типы поставщиков требуют разного подхода;
  • Умение выяснять ситуацию у продавца (что на рынке; что у него со сбытом; кто принимает решения по лучшим условиям; кто влияет на сделку и другие факторы, влияющие на сделку);
  • Умение справиться с уловками продавцов. Потому что их много, и многие даже не понимают, как их разыгрывают;
  • Навыки работы по пресечению конфликтов или перевод их в конструктив. Так как даже самые выгодные сделки срываются из-за негативных эмоций;
  • И многое другое.

2. Торговаться разными приёмами, стратегиями и способами.

Если нужна конкретика, то она есть в этой статье: https://zen.yandex.ru/media/id/5f96dbc11fd4457a6a0572bf/strategii-torga-5fff20109bebf13400f9112f

Если удобнее в видеоформате, то я освещаю это в видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=4Sj2W3gY4DQ

3. Считать:

  • TCO (Total Cost of Ownership). Потому что цена закупки от цены владения может очень сильно отличаться;
  • День отсрочки, так как денежный поток правильно дисконтировать;
  • Административные расходы на сделку и/или внедрение нового поставщика, потому что затраты это ещё и время сотрудников Вашей компании;
  • ABC-анализ, так как цифры это главный итог работы закупщиков.

4. Видеть возможности для снижения затрат. Самому выискивать слабые места цепочки поставок и улучшать процессы.

Оставлю эту часть без подробных комментариев. Тут нужно уметь видеть ситуацию не только со своей позиции, но и со стороны других участников процесса. Helicopter view (вид с вертолёта — перевод с английского).

5. Браться за сложные кейсы:

  • Работа с монополистами;
  • Получение условий ниже рынка;
  • Решение кейсов, где вначале Вы в слабой позиции.

Так какое корпоративное обучение закупкам выбрать?

Какие-то знания можно взять в книгах по закупкам и в статьях.  Самый, на мой взгляд, эффективный способ — это тренинги, так как на них можно получить знания и сразу проверить их в условиях близких к боевым, поэтому присмотритесь к ним.

Какой тренинг или тренера выбрать? В статье рассказан минимальный набор непрофильного специалиста, «операционщика» и сильного закупщика. Что из списка нужно Вам прежде всего? Посмотрите программу тренинга, на который планируете пойти. Если Вы выбираете тренера, который сможет сделать всё под Вас, то спрашивайте у него знания по всем этим областям. А так же, как он может свои навыки передать Вашим сотрудникам. Чем детальнее будет разговор, тем лучше будет результат.

Тренинги и материалы по переговорам, закупкам продажам тут: https://victorvolkov.ru/

Если хотите, чтобы Вас в сделках по любой недвижимости представлял я, а так же научил переговорам-продажам-закупкам Вас или Ваших сотрудников, то мои контакты:

Виктор Волков
+7 916 758 58 95
victor.al.volkov@gmail.com

Фото из архива автора
Фото из архива автора

Лайк, если в статье есть полезные мысли.

Подписка, если Вам интересна тема переговоров, закупок, продаж.

Успешного Вам корпоративного обучения!