Оказывается, «Аврору» можно считать символом русского ВСЕГО! Безалаберности, начальственного волюнтаризма, показухи, пофигизма, непредсказуемости, счастливой случайности, мифотворчества и забвения, торжества нуворишей и неумения распорядиться своим наследием… И выживания вопреки всему вышеперечисленному.
Судите сами. Часть 1 рассказывает о постройке корабля.
Часть 2 - про славный боевой путь 1904-1906 годов
Сегодня речь пойдет о том, как боевой корабль превратился в оплот революции.
Итак, в 1906 году сильно потрепанная в боях и дальних переходах «Аврора» вернулась с Дальнего Востока на Балтику. Небольшие текущие ремонты перемежались службой в качестве учебного корабля. В этот период можно вспомнить только два интересных события: участие в спасательной операции после землетрясения в Мессине 1908 года (да, наши МЧС уже тогда помогали всему миру) и дальний поход 1912 года, когда «Аврора» ходила в Сиам (Таиланд) для участия в торжествах по случаю коронации сиамского короля (отношения Сиама и России – весьма интересная страница в истории обеих стран).
Пожалуй, главное, что произошло за это время – значительное обновление экипажа. К середине десятых годов на борту уже не осталось почти никого из тех, кто ходил в долгий поход на Японию и принимал участие в боях. Вместо спаянного общей судьбой коллектива экипаж представлял весьма аморфную массу. Не только матросы – несколько раз обновился командный состав. Только капитанов сменилось трое или четверо (по разным источникам).
Большинство новобранцев набирались из Петербурга, где вовсю уже бушевали революционные настроения. В результате падение дисциплины было просто удручающим, постоянно вспыхивали конфликты.
В 1914 году крейсер нес боевую службу около Финляндии и однажды серьезно повредил оба винта. После этого его отогнали в Петроград и поставили на капитальный ремонт. Ремонт был сделан вполне качественно, также было обновлено вооружение. А еще на корабль поставили новейшую мощную радиостанцию (ей потом будет отведена важная роль в грядущих событиях).
Обновленный крейсер в 1915 году успешно вернулся к несению боевого дежурства. И тут произошло событие, весьма типичное для наших реалий. Казна выделила очередной транш денег на судоремонт. Надо было их срочненько освоить, желательно с приятным остатком. И только что капитально отремонтированную и модернизированную «Аврору»… в 1916 снова ставят на ремонт!
Капитан был категорически против, писал рапорты во все ведомства, предостерегал об опасности для команды бездействия, контактов с рабочими, окончательного ее разложения под действием агитаторов, открыто действующих на всех заводах. Тщетно! В начале 1917 корабль встал у заводской стенки.
И худшие ожидания капитана сбылись. Как ни пытались на корабле поддерживать дисциплину, происходили постоянные контакты моряков с рабочими завода и агитаторами. Дело закончилось бунтом, убийством капитана и старших офицеров и превращением корабля в одну из опорных баз большевиков.
Ну и скажем честно: ремонт практически не производился, системы корабля не разбирали, он оставался на ходу. В критической ситуации на нем легко можно было уйти из России.
Продолжение следует.
Другие интересные публикации в Каталоге статей по истории российского флота