Найти тему
ИстАдмин

Этногонические процессы в Евразии с позиции евразийства

Евразийская теория этногенеза может быть сформулирована следующим образом. Возникновение этноса возможно только в регионе этнических контактов, чем выше этническое разнообразие, тем больше вероятность зарождения нового этноса. Разнообразие географических условий оказывает стимулирующее, но не определяющее воздействие на этногонические процессы. В то же время особое «лицо» этноса, его отличительные характеристики формируются именно в процессе взаимодействия с месторазвитием. Новый этнос может возникнуть в результате миграции, резких природных изменений или преобразовательной деятельности людей. Также среда может сыграть важную роль и в исчезновении этноса или его трансформации. Начало этногонического процесса маркируется через появление некой национальной идеи, которая носит религиозный характер для членов нового этноса. Окончательное сложение нового этноса маркируется либо созданием своего государства либо через вхождение в состав крупного государственного объединения.

Опираясь на эту теорию, евразийцы давали характеристику этногенезам древнерусского, русского и монгольского этносов. Древнерусский этнос сформировался на западной окраине Евразии, на границе зоны смешанных лесов и степей, которая проходила по водоразделу Днепра. Изначально сформировалось два этнических субстрата, легшие в основу нового этноса: северный (возникший в результате смешения восточных славян и финнов) и южный (смешение восточных славян с иранскими и угорскими народностями). В дальнейшем они были насильно объединены на рубеже IX-X вв., а их естественное объединение в новый этнос состоялось с принятием христианства. К началу XI в. процесс сложения древнерусского этноса завершился с созданием на короткое время единого государства. Следует отметить, что с распадом государства не произошел распад этноса, который в дальнейшем стал одним из субстратов для русского этноса.

На восточной окраине Евразии к концу XII в. началось формирование монгольского этноса, возникшего на границе степной и пустынной зон. Этническими субстратами для него стали многочисленные племена востока Великой Степи: кераиты, онгуты, найманы, татары и другие. Объединяющей идеей выступил сборник законов – Великая Яса Чингисхана, следование которой было обязательным для всех монголов. Окончательное сложение этноса произошло после создания Монгольской империи к 1220-м гг. В результате переселения части монголов на запад и оседания их на берегах Волги произошла серьезная трансформация этноса, в результате которой он превратился в субстраты для двух новых этносов – русского и татарского.

-2

Русский этнос, в евразийской трактовке, был порожден в результате взаимодействия древнерусского и монгольского. Рождение русского этноса связано с массовыми миграциями из южных степей в северо-западные леса и изменениями в области хозяйствования и приспособления к среде. Около XIV в. возникла объединяющая идея – «бытовое исповедничество», согласно которой вера пронизывает быт, одухотворяя его. На этой почве стало возможным объединения православных с мусульманами и даже язычниками. Помимо древнерусского и монгольского этносов в качестве субстрата выступили и финно-угорские народы, которые через это смогли выйти на большую историческую арену. Окончательное сложение русского этноса произошло после усиления роли Москвы и появления Московского царства – в XV в. Несмотря на произошедший в XVII в. церковный раскол, единство этноса не было полностью подорвано (хотя разрыв между «верхами» и «низами» русского этноса стремительно увеличивался с каждым поколением, что к началу XX в. привело к окончательному расколу). Можно проследить интересную закономерность – вскоре после окончательного сложения этноса в форме государства неизбежно происходит раскол (в политической или идеологической сфере), что не подрывает сложившегося единства. Исчезновение этноса происходит только после его вхождение в качестве субстрата в новую общность.

-3

Наука
7 млн интересуются