Автомобильный дизайн штука сложная. Никто не гарантирует, что публика примет тот или иной стиль придуманный художником. За всю историю автомобилестроения мы знаем массу примеров, когда вроде бы удачная разработка принималась в штыки, и напротив сделанное наспех вызывало бурю восторгов и эмоций. Однако это по большей части касается легковых автомобилей, каких-то особенных изысков ждать от утилитарного грузовика не приходилось никогда и тем не менее такие случаи были. Вот, к примеру, совершенно необычный топливозаправщик Diamond T Doodlebug созданный в рекламных целях компанией Texaco. Хотя нет, сделан он конечно был по ее заказу, но талантливейшим футуродизайнером Норманом Бел Геддесом еще в 1935 году. Этому человеку, с очень не простой судьбой я уже посвятил один из рассказов, а пока давайте перенесемся в США в начало 30-х.
«Великая депрессия» подкосила многих. У людей стало гораздо меньше денег, они перестали покупать автомобили, одежду и путешествовать. Многие в одночасье разорились, кто-то свел счеты с жизнью, кто-то продолжал бороться и выживать. Непростое время настало для всех. Как для крупных компаний, так и для среднего класса. И вот в совете директоров нефтяной фирмы Texaco, она продавала бензин под своим брендом в 48-и штатах Америки, задумались над тем, как эффективно потратить деньги на рекламу, но при этом не ставить билбордов, по дорогам почти никто не ездит, не публиковать рекламу в газетах, их почти не покупают.
Не знаю кому точно, но однажды в прокуренном помещении для совещаний один из топ менеджеров предложил следующее: а давайте сделаем самые необычные в мире топливозаправщики для самолетов. Журналисты и без денег раструбят об этом по сему свету, а пассажиры расскажут о них своим знакомым или попутчикам. Идею приняли, одобрили и решили искать исполнителя. И тут кто-то вспомнил про одного чудака дизайнера с очень длинным именем Норман Бел Геддес. Тот носился со своей идей суперсамолета, причем это был не просто макет, а почти реальная машина со всеми чертежами и расчетами. Но главное было не это, главное, что Бел Геддес был приверженцем футуродизайна и явно мог оказать помощь.
Когда художник подготовил свой проект и показал его, все просто застыли с раскрытыми от удивления ртами. Донором для проекта должен был выступить обычный среднемоторный грузовик Diamond, но от него в результате остался только двигатель, да и тот переехал в корму. Новая рама, новый кузов не имеющий аналогов. У топливозаправщика не было привычного капота, крыльев, радиаторной решетки и даже подножек. Его симпатичная мордочка представляла собой точную копию лица робота, по раней мере их видели именно так в 30-е годы. Тело машины больше походило на хлебный багет, или жука, кстати не было привычной нам цистерны, просто сам кузов ей и являлся. При длине почти в восемь метров заправщик вмещал в свое нутро почти 6 тонн топлива, что делало его не только рекламным прототипом, но и вполне работоспособной единицей.
Руководству нефтяной компании это так понравилось, что на совете директоров приняли решение выпустить не одну машины, а сделать сразу шесть одинаковых. Пусть себе ездят и самолеты заправляют. Станут еще заметнее.
И вот в 1935 году в аэропорту Хьюстона состоялась торжественная передача шести топливозаправщиков аэропорту. Конечно же этот рекламный ход удался, малыми средствами крупнейший поставщик топлива в Америке снова заявил о себе. О машинах и, естественно, о компании снова заговорили. Основная задача была выполнена. Кстати грузовики эти эксплуатировались в воздушной гавани вплоть до начала сороковых годов.
Потом их распродали и их стали использовать сторонние фирмы. Увы, ни одной машины не сохранилось. И сегодня мы можем судить о Diamond T Doodlebug лишь по дошедшим до нас фотографиям.