В нашей школе явно что-то недоработано.
Расскажу истории из своей репетиторской практики.
Однажды звоню я маме новой ученицы. Мама рассказывает о своей дочери. Девочке одиннадцать лет, она в пятом классе. Зовут её Таня. В школе сообщили родителям, что девочка умственно отсталая. Мама пригласила меня, чтобы я подтянула Таню по математике. Мама описала печальную картину. Честно говоря, после её рассказа я боялась туда идти. Я не представляла, кого я там увижу и насколько дела плохи. Я привыкла работать с обычными детьми, а с такими у меня было мало опыта. Когда я пришла, я была приятно удивлена. Меня встретила красивая, высокая девочка с длинными чёрными волосами и карими глазами. Она была очень вежливой, внимательной, общительной. Даже обычные ученики не слушали меня так внимательно, как она. На занятиях она старалась очень сильно! Да, у неё были проблемы с таблицей умножения, она не запоминала её. Как бы она ни старалась, ничего не получалось - приходилось держать таблицу перед собой. Тем не менее, логику в задачах она понимала и в столбик умела умножать и делить, правда, подглядывая в таблицу умножения.
Но вот что меня поразило. Девочка, которой в школе поставили клеймо дуры и завалили "двойками", была прекрасно адаптирована в обществе.
Таня встречала меня одна, мама была на работе.
- Я в кухне убралась, всё бельё перестирала, - рассказывала Таня. - Вечером пойду в кружок.
После уроков Таня иногда рассказывала мне о своей школьной жизни. У них в классе наступила пора любви. Каждая девочка присмотрела себе мальчика из своего класса и писала ему сообщения. Таня рассказывала, как это обидно, когда мальчики не отвечают. Речь у Тани была хорошая, она красочно описывала свои эмоции. Она смирилась с тем, что в классе её считали глупой, и не надеялась, что хороший мальчик обратит на неё внимание.
У Тани была страничка в социальной сети. Она пригласила меня в друзья. Страничка её была вполне интересной. Помимо своих фотографий она выставляла всякие смешные высказывания, анекдоты. Иногда сама что-то писала, рассказывала, где она была и что видела. Таня просила меня в социальной сети присылать ей дополнительные задания по математике. Я выполняла её просьбы, хотя это было вне оплачиваемого урока, и спустя несколько минут Таня присылала фотографии с ответами. Ей действительно очень хотелось научиться математике, стать такой, как все дети.
Таня хорошо рисовала и рассказывала мне, что мечтает стать мастером по маникюру. В общем, в одиннадцать лет это была взрослая девочка, вполне готовая к самостоятельной жизни: она и стирала, и готовила, к тому же, была интересным собеседником, сама выбрала себе неплохую профессию. Но мать от нападок учителей была в растерянности. Учителя постоянно вызывали её в школу и внушали, что Таня умственно отсталая и ей нельзя учиться в обычной школе среди обычных детей. Таня ведь не знает таблицу умножения! Это чудовищно!
Никак не могу понять, почему школа так жестоко обращается с девочкой? По математике у Тани одни "двойки", Таня уже смирилась с этим и ни на что не надеется, хотя занимается математикой много. Мать испугана и растеряна из-за давления педагогов. Она передаёт мнение учителей Тане,
делится с ней своими опасениями относительно её будущей судьбы, и у Тани падает самооценка, разрастаются комплексы, может начаться депрессия.
Да, возможно, Таня не сможет осилить математику по школьной программе. Но не убивать же в ней чувство собственного достоинства! Это же человек! Притом человек хороший, даже преуспевающий во многих других сферах. Много ли девочек в 11 лет могут взять на себя всё хозяйство в доме и выполнять работу по дому идеально без какого-либо принуждения? Таня - прекрасная хозяйка уже сейчас. Ей нравится эта деятельность. Почему на девочку надо ставить клеймо умственно отсталой из-за одной математики? Почему репутация в классе у Тани крайне низкая, притом с подачи учителей? Многие из нас по какому-то параметру являются абсолютными бездарями, хотя, в целом, мы обычные люди. Кто-то не может петь, кто-то не может танцевать, кто-то не умеет готовить еду. Но за это же людей не называют умственно отсталыми! А вот Тане бог не дал способностей к математике. И ей не повезло в том, что математика - один из главных предметов в школе. Без пения и танцев школу кончишь, а без математики нет. Поэтому и изгоняют девочку из её любимого класса, и из школы около дома. Хотят её перевести в коррекционную школу или на домашнее обучение. Мама Тани боится коррекционной школы. Она переживает, какое там будет у Тани окружение. Таня ведь красавица, и неизвестно, как среагируют на неё умственно отсталые подростки. Привязываться начнут точно! В общем, получилась целая трагедия. Учителям Таня неугодна, она им мешает, она снижает показатели. А о чувствах девочки, о её самооценке и дальнейшей судьбе никто не думает. А ведь если посмотреть на ситуацию с точки зрения обычной жизни, то никакой проблемы нет вообще! ВООБЩЕ НЕТ, поверьте! Таня вполне подготовлена к жизни. Даже если она никогда не запомнит таблицу умножения, то у неё всегда будет телефон под рукой, и она посчитает то, что ей нужно. Компьютером и телефоном она владеет хорошо. Так зачем такая жестокость?
Статьи на эту тему:
Школа: учитель для ученика или ученик для школы?