Найти тему
Комиксы для бумеров

Русская кибердеревня в Швеции: арты Столенхага

Думаю, многие видели ролики про русскую кибердеревню. Мне даже моя мама в вацап присылала.

Их хвалил и известный шведский художник Саймон Столенхаг. Столенхаг не комиксист, он делает красивые книжки с картинками, графические романы или артбуки. Его произведения весьма близки к "Кибердеревне", если бы её действие происходило на Земле, в Швеции и в альтернативном прошлом.

Как и герои деревни на Марсе, большинство местных тоже живут в мире "high tech, low life", они заправляют свой старенький потёртый вольво не обращая внимания на шагающих мимо огромных роботов или циклопические генераторы на горизонте, а их дети играют среди ржавеющих остовов гигантских кораблей на магнитной подушке. Это очень странный альтернативный мир, в котором обычные люди не замечают происходящие рядом научные чудеса, так же, как мы не замечаем айфоны и высокоскоростной интернет. А ещё он вызывает то, что недавно назвали "anemoia" - чувство ностальгии по временам, в которых никогда не жил.

-2

В России доступны уже три крупных работы Столенхага.

"Байки из петли" и их продолжение "Вещи из потопа", это щемящая история взросления в мире альтернативной Швеции, 90е, которых никогда не было, где открыли новые виды энергии, строят исполинские машины и реакторы, ставят потрясающие научные эксперименты. При этом, большинство вещей показаны абсолютно обыденно, в этом и есть вся прелесть работ Столенхага.

Вот дети пытаются посмотреть на сбежавшего робота, который пасётся сам по себе. Потом они разглядывают череду гигантских сооружений в океане. Кто-то построил экспериментальную машину и погиб, её каркас до сих пор гниёт у дороги, что-то про это говорили в новостях. А у соседского мальчика в сарае живёт динозавр - и так до конца и непонятно - это детская фантазия или неудавшийся научный эксперимент с машиной времени и параллельными реальностями.

-3
-4
-5

"Электрический штат" близок первым двум книгам (при этом, она вышла в России первой), это, по сути, путешествие по пост-апокалиптической Америке, где апокалипсис произошёл не от ядерных бомб или ковида, а от переизбытка технологий. Логически и по духу - это финал первых двух книг, пусть в другой стране и в другом времени. Но одновременно это и более связная история, этакий роуд-муви, ведь герои книги путешествуют по странной и, опять же, вызывающей ностальгию, разваливающейся Америке. А в первых двух книгах сюжет построен из десятков разрозненных историй, объединённых местом и временным промежутком - от постройки до закрытия циклопического подземного научного сооружения, "Петли".

-6

Наш соотечественник анимировал часть артбука

В принципе, всё видно, можно и не писать, но рисунки Столенхага чертовски красивы. Добавьте сюда качественное бумажное издание большого формата с хорошей полиграфией (примерно 150 страниц на книгу) - и радость вашим глазам (да и рукам) - обеспечена.

Уникальный графический стиль и истории, рассказанные автором, собрали вокруг него толпу преданных фанатов, в одном Твиттере их больше 150 тысяч. Именно поэтому, нередко новые книги Саймона издаются путём краудфандинга, а средства на них собираются почти мгновенно. Так было на кикстартере с его новой книгой, "Лабиринт" (собрали в 20 раз больше - 500 тысяч долларов вместо 25), так было и с "Вещами из Потопа", что профинансировали в России на платформе crowdrepublic, собрав на 80% больше от запланированного.

Отметили работы Столенхага и критики. Газета Guardian назвала книги Саймона одними из лучших антиутопий всех времен (хотя я и не согласен с этой характеристикой). Графические романы также вошли в два шорт-листа почётных премий: британской премии Артура Кларка и премии журнала Locus в категории «ART BOOK».

В завершение, стоит сказать, что на Amazon Prime по его произведениям уже вышел сериал. Посмотрите трейлер, прекрасно передана атмосфера книг.

Понравился пост? Лайкните, прокомментируйте и подпишитесь, чтобы новые выходили чаще!