Любимый святой зарубежных православных, пастырь и покровитель русской эмиграции первой волны. Это он, архиепископ Иоанн Шанхайский в 50-е годы убедил американский сенат принять тысячи русских беженцев из коммунистического Китая. Его трудами построен кафедральный собор в Сан-Франциско. А вся его жизнь - жизнь молитвенника и подвижника - и вовсе была ежедневным обыкновенным чудом.
Русский эмигрант Михаил Максимович окончил Белградский университет и в 30 лет принял монашеский постриг с именем Иоанн. Уже тогда, в Сербии, его называли «Ангелом Божиим в человеческом обличье». В 34-м году молодого иеромонаха избрали епископом на Шанхайскую кафедру.
Холодная ванна в четыре утра ежедневно, скудная еда один раз в день, короткий сон в кресле – вот распорядок, который он строго соблюдал.
Он открыл приют для беспризорников. Больных и голодных детей епископ Иоанн сам подбирал на улицах, а иногда и доставал из мусорных баков. Каждого найденыша сразу же крестили. Он каждый день пешком обходил шанхайские госпитали – навещал больных.
В 49-м году Шанхай захватили китайские коммунисты, в кафедральном соборе устроили биржу, православная община спешно эвакуировалась на Филиппины. Пять тысяч русских беженцев высадились на островах и среди диких джунглей построили палаточные города.
Епископ Иоанн Максимович написал послание президенту США с просьбой открыть границу для эвакуированных из Китая русских. Говорят, он даже сидел на ступенях Капитолия, показывая сенаторам, что не уйдет без нужного решения. Так несколько тысяч русских эмигрантов нашли убежище в Калифорнии.
Первым делом община приобрела в Сан-Франциско здание для сиротского приюта. Здесь же владыка Иоанн выбрал комнатку и для себя – эта крохотная келья стала архиепископской резиденцией. Своих шанхайских привычек он не оставлял до конца жизни.
К огорчению своих духовных чад, в 50-м году владыка Иоанн был переведен в Западно-Европейскую епархию и взял на себя заботы о православной церкви во Франции и Нидерландах. В Париже долгие годы «собором» ему служили смежные помещения гаража – у скромной общины не было другого храма. Даже католики-французы часто просили молитв русского архиерея и называли его «Святой Иоанн босой».
После возвращения в Сан-Франциско главным земным делом архиепископа Иоанна стало строительство кафедрального собора Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости.
Он служил каждое утро, а после Литургии обязательно отправлялся в одну из больниц Сан-Франциско навещать православных – знакомых и незнакомых. Весь Сан-Франциско знал этого странного русского, сутулого монаха в сандалиях на босу ногу, чья молитва была сильнее смерти.
Архиепископ Западноамериканский и Сан-Францисский Иоанн Максимович скончался в 70 лет. Только ради него за два дня были внесены поправки в местный закон, запрещающий захоронения в черте города Сан-Франциско.
Подробнее о святом Иоанне Шанхайском - в документальном фильме из цикла "Старцы" ("Россия - Культура"):