Дом «Патриарх» (Малая Бронная улица, дом 44)— жилой дом, расположенный на углу Малой Бронной улицы и Ермолаевского переулка . Это чудо кулинарной архитектуры возведено в 2002 году по заветам и вкусам тогдашнего градоначальника Ю.М. Лужкова. Торт получился на славу, правда, до сих пор неясно, он со взбитыми сливками или с безе. По мнению историка архитектуры В.З. Паперного этот дом — один из худших примеров «лужковской архитектуры» в Москве.
Несмотря на внушительные размеры, в здании устроено лишь 28 квартир. Наверно круто сказать: я знаю всех жильцов нашего дома в лицо. К услугам проживающих здесь: подземная парковка, спортивно-тренажерный зал и даже крытый бассейн.
Элементами декора здания стали 12 скульптур, выполненных с притязанием на античность: градостроитель, летописец, строитель с кирпичом, строитель с мастерком, фигура-диспут, муза, скульптор, каменотес и еще две аллегории – кнут (страж города) и пряник (добрый горожанин).
Все фигуры изготовлены из стеклопластика с покрытием под камень.
Венчают здание две замысловатые конструкции. Одна представляет собой модель башни Татлина — уменьшенная копия невоплощенного проекта памятника III Интернационалу 1920 года.
Памятник должен был представлять собой грандиозное сооружение высотой 400 м, состоящее из мачты-консоли, двух свивающихся, устремленных вверх стальных спиралей и подвешенных между ними хрустальных объёмов - куба, пирамиды, цилиндра и полусферы. Местом установки планировался Петроград. Выглядеть это должно было приблизительно так…
Хорошо, что все ограничилось лишь моделью. Макеты башни Татлина можно увидеть в Третьяковской галерее и Музее современного искусства, ну и конечно же на доме «Патриарх».
Другая конструкция больше похожа на безе или шапку из взбитых сливок. Вероятно, как олицетворение сладкой жизни жителей, вернее небожителей – жильцов этого дома.
По уверениям старожилов одну из квартир в строящемся доме желала купить в доме Алла Пугачева, но по какой-то причине ей квартиру не продали, после чего она даже подала в суд, но дело так ничем и не закончилось.
Во время строительства «Патриарха» возник казус, связанный с рядом расположенными Патриаршими прудами – их осушили.
Сразу поползли слухи, что для элитных жильцов дома здесь будут строить подземную парковку или даже новый небоскреб. Но слухи оказались слухами, или может власти испугались акций протестов окрестных жителей, и водоем остался на прежнем месте, а территорию вокруг него реконструировали и облагородили. (https://www.liveinternet.ru/users/5656638/post397061616/)
А совсем неподалеку скромно притулился Особняк Шехтеля на Большой Садовой (Большая Садовая улица, д.4, стр. 1.), конечно этот известнейший архитектор не сравнится с «лужковскими ваятелями» ни пафосом, ни роскошью…все скромно, но со вкусом.
Собственный дом великого русского архитектора Федора Осиповича Шехтеля, построен им в 1910 году. Это был последний, третий дом, который он построил для себя и, пожалуй, одно из самых совершенных творений зодчего в классическом стиле.
Дом был построен очень быстро, всего за 4 месяца, с декабря 1909 года до апреля 1910-го.
Дом охраняли Афина, богиня мудрости, и 4 музы - скульптура, живопись, архитектура и музыка. Это авторская копия фриза афинского Парфенона.
В 1918 году дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий с семьей выселены.
После отъезда семьи Шехтеля главный дом вскоре занял Роберт Эйдеман - советский военный деятель, расстрелянный в 1937 году. Затем в доме разместились ясли, а после войны и до 1957 года - детский дом.
С 1957 по 1991 год здание принадлежало КГБ. По одной из версий, в помещениях размещались технические службы, по другой - здание использовалось как центр контроля за соседней гостиницей "Пекин"
Дому сильно не повезло в 90-е годы прошлого века, когда спецслужба чуть-чуть сократилась, про дом... забыли, и здесь, в центре Москвы, в 1990-х проживали бомжи. Они топили камин остатками уникальной мебели и деревянной обшивкой стен.
Интерьеры особняка восстановлены силами фонда «Стратегия», которому дом принадлежит с 1993 года. Сохранилось довольно много фотографий, по которым воссоздавались детали. Витражи, лампы, мебель.
Особняк закрыт для свободного посещения, но изредка сотрудники проводят экскурсии для туристов. Здание также иногда используют для кинематографических съемок.