В ночь с 13 на 14 января в России существует один неофициальный праздник под необычным названием. Старый Новый год — это исторический праздник, образовавшийся «по вине» расхождения старого и нового календарей.
В старину новогодней датой стало 1 сентября и продержалось в своей новой «должности» чуть больше двух столетий. Изменения внёс великий реформатор Пётр Первый, когда в 1700 году он издал указ о начале нового летоисчисления с 1 января. По «новому стилю» 1 января было четырнадцатым числом.
В 1918 году декрет Совета Народных Комиссаров своим законом осуществил давние мечты народа и официально перевёл летоисчисление в стране на григорианскую версию календаря, которую принято также называть по-простому «новый стиль». Юлианский остался в прошлом, поэтому «по старому стилю» 14 января в нынешнем его положении совпало бы с первым днём года. Именно 1918 год и решение Совета Народных Комиссаров можно считать днём рождения праздника под названием Старый Новый год.
В праздники во Владимире каждый веселился, как мог и как завещали предки – по обычаю, по званию, по возможности. На статусное, как мы бы его назвали сейчас, и пафосное мероприятие (например, на бал в Дворянском собрании или у губернатора) мог попасть далеко не каждый. Но праздников у нас и раньше было много, их любили всегда. А главная зимняя дата – конечно, Рождество Христово.
Впрочем, владимирские жители позапрошлых столетий четко понимали, когда можно пускаться в пляс, ходить колядовать, устраивать шумные балы и разные игрища, а когда надо повременить, попоститься. В декабре сначала постились, а уж потом гуляли. Балы во Владимире 19 века начинались с 26 декабря (8 января по новому стилю), после Рождества.
Пожелтевшие от времени страницы газеты «Владимирские губернские ведомости», неофициальной ее части, доносят до нас отблески тех балов, в том числе афишу различных увеселений: 26 декабря – бал, после Крещения – тоже бал, на широкой Масленице – бал.
Еще были маскарады. Они тоже вошли в российскую моду, хотя многие годы считались делом непривычным, даже неприличным, короче - «бесовщиной».
На Святки любили колядовать, то есть ходить по домам, петь колядки, славить хозяев и получать за то угощение – лепешки, сочни, вылепленные из теста, в том числе в виде фигурок птичек и разных зверушек. Как правило, колядовали дети. Считается, что это действо, в основном, святочное, но это не совсем так. Пели «каледу», как называли эту песенку во Владимире и окрестностях, и под Рождество.