Сколько себя помню, в детстве у меня всегда были карманные деньги. У большинства моих одноклассников тоже. Однажды мы с друзьями решили поехать в кино и на обратном пути зайти в кафе, поесть мороженого.
У всех были деньги на мороженое, а у одной девочки нет. Конечно, мы все скинулись и купили ей мороженое, но я до сих пор помню, как ей было неловко перед нами. В детстве как-то мы не сильно задумывались о том, насколько важно иметь деньги, но во взрослом возрасте я понимаю, что ребенку надо прививать культуру обращения с деньгами.
А начинается все как раз с карманных денег.
Карманные деньги — это не то, что ребенок получает за выполнение домашних обязанностей или за хорошие отметки в школе. Я, вообще, считаю, что это неправильная практика. Не должны родители платить детям деньги за пятерки или за вымытую посуду. Учиться в школе и помогать родителям по дому — это ответственность ребенка, которую нельзя воспитывать или наказывать рублем.
Карманные деньги — это та сумма, которая выделяется ребенку для его ежедневных нужд. Часто родители спрашивают, когда начинать давать, сколько давать, надо ли контролировать расходы, ругать ли ребенка за них?
Если ребенок пока не умеет считать, то деньги для него не будут представлять большой ценности, он не будет понимать, что на них можно купить и как их посчитать.
В начальной школе дети уже способны распоряжаться минимальными суммами. Не стоит давать маленькому ребенку сразу большую сумму на длительный срок, например, 1000 рублей на две недели. Эту тысячу он может потратить за один день, желающие разделить с ним эту радость найдутся быстро, поверьте мне😊
Сначала многие дети так делают. Как только они получают деньги в руки, они тут же готовы скупить весь буфет в школьной столовой и потратить все до копейки. Ругать ребенка за это не стоит, нужно объяснить ему про целесообразность его покупок, про планирование своих расходов.
Будет хорошо, если вы будете выдавать конкретную сумму сначала на день, потом на неделю, например, можно начать с 50-100 рублей в день. Как только почувствуете, что ребенок уже не совершает импульсивных покупок и научился более-менее обращаться с деньгами, можете увеличить сумму и временной интервал, например, 300-500 рублей в неделю.
Дайте ему возможность самому распоряжаться своими карманными деньгами. Он может копить деньги на какую-то крупную покупку для себя (телефон, планшет), может откладывать деньги на подарок (родителям, другу, подруге), может тратить все до копейки — это его опыт, некая основа, которая закладывается в его будущие стратегии обращения с деньгами.
Когда ребенок достигнет подросткового возраста, с ним уже можно договариваться о сумме в месяц. В нашей семье, когда я сама была подростком, было принято именно так и было удобно всем. Я посчитала свои расходы в месяц, обозначила сумму, которую и получала один раз в месяц в определенный день. Это позволяло планировать расходы и вырабатывало определенную финансовую дисциплину. Мне кажется, это очень помогло во взрослом возрасте.
Я против лишения ребенка карманных денег, хотим мы или не хотим, деньги — это часть нашей жизни, это инструмент, владению которым родителям надо обучать ребенка, причем обучать с детства.
А у вашего ребенка есть карманные деньги?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»