Сегодня основной поток машин из Якутска в Магадан и обратно идет по новой трассе Колыма. Она же дорога Р-504.
Люди не знают географию своей страны
Иногда в комментариях к статьям о моей поездке в Магадан из Москвы на машине, некоторые пишут с сарказмом: мол, как это автор сумел доехать, там же дороги нет, врет все автор.
Но это от незнания географии своей собственной страны. Дорога там есть, хоть и по большей части без асфальта. Ездить по ней - это, как минимум, лютое эстетическое удовольствие.
Дорога костей - почему она так зовется?
Однако сегодня речь о старом колымском тракте, половина из которого уже заброшена и не обслуживается, а вот другая его половина ведет на тот самый знаменитый Полюс Холода - в Оймякон. И нам хотелось посмотреть сможем ли мы проехать по этому отрезку или там совсем беда.
Строилась эта дорога в первой половине 20 века заключенными местных лагерей. На Колыме во всю добывали золото, необходимое для развития СССР и применяли для этого рабский бесправный труд тех, кого в эти условия сослали. То бишь репрессировали.
По сей день старую дорогу называют "дорогой костей", потому что по словам очевидцев, людей, не сумевших пережить тяготы жизни и работы, укладывали прямо в полотно дороги.
Реальная опасность
Свернуть на старый колымский тракт можно у поселка Кюбюме. Сам он уже, похоже, отжил свое, так как все бывшее жилье оказалось пустующим и разрушающимся.
Трасса же на удивление оказалась, в целом, неплоха. Хотя разогнаться по ней не представлялось возможным. Во-первых, множество поворотов, во-вторых, кочки, в-третьих, спуски-подъемы, в-четвертых, отсутствие мостов.
Ну то есть мосты были когда-то, но их просто-напросто смыло и если ты не заметил этого, то, разогнавшись, можешь улететь с такого "трамплина" прямо в реку и костей не соберешь.
Наледь и колебания
Кое-где необходимо было пересекать броды. Кое-где в июне на реках лежал толстый слой наледи. Которая, как говорят, не тает даже в августе. Просто лежит многолетняя наледь и все тут.
Мосты на этом участке отсутствуют не тотально. Найти нормальный мост все-таки можно. Один из таких мы прозвали "колебательным", поскольку полотно на мосту пошло волнами.
У меня есть еще и небольшое видео, снятое в тех местах. Если хотите динамики - можете посмотреть его:)
Перспективы
Но и это, честно говоря, подспорье. Так как по словам местных, раньше моста не было и в случае сильных дождей, когда реки вздувались, людям неделями приходилось ждать возможности переправиться.
А в одной точке (ближе к новой трассе Колыма) мы увидели даже строительство нового бетонного моста. То есть место не только не забрасывается, а очень даже обслуживается. Что, конечно, радует. Значит, и денег хватает, и ресурсов и осознанности:)
Подписывайтесь на канал БэЗэ-TRIP в телеграм, там больше историй и полезной информации 👉 https://t.me/+Tz8fetAnSDE4MWJi