Обязательная маркировка товаров легкой промышленности началась с 1 января 2021г. С этой даты, вся продукция подлежащая Обязательной маркировке, должна маркироваться при производстве, продажа немаркированной одежды и текстиля запрещена. Немаркированные остатки на складах разрешено хранить до 1 февраля 2021г.
Бизнесу дается один месяц на маркировку остатков одежды и текстиля , которые были приобретены до 1 января2021 г.
Одежда и текстиль подлежащие маркировке
Под маркировку попадает не вся одежда и текстиль, а лишь определенные коды ТН ВЭД и ОКПД2.
ТН ВЭД :
4203 10 000
6106
6201
6202
6305
ОКПД2
14.11.10 Одежда из натуральной и композиционной кожи
14.14.13 Трикотажные или вязанные блузки, рубашки, батники женские и для девочек
14.13.21 Пальто, дождевики, куртки, плащи, с капюшонами, анораки, ветровки, штормовки и аналогичные текстильные изделия мужские и для мальчиков, кроме трикотажных и вязанных
13.92.12 Бельё постельное
13.92.13 Бельё столовое
13.92.14 Бельё туалетное и кухонное
Комплект или набор, в чем разница
Честный знак нам говорит, что при маркировке товаров легкой промышленности могут быть как комплекты, так и наборы.
С комплектом работать проще, не надо заказывать коды маркировки для каждого изделия, входящего в комплект, не надо маркировать каждую единицу товаров комплекта. Достаточно лишь описать весь комплект, заказать только один код на комплект и наклеить этот код на единую упаковку.
Вот как дает определение комплекту Честный знак:
Комплект –определенная производителем совокупность товаров, объединенная потребительской упаковкой, не подлежащая разукомплектации при передаче права собственности и имеющая код комплекта.
Проще говоря, комплект может создать только производитель, предметы комплекта нельзя продать по отдельности.
Набор может создать любой участник оборота. Работа с набором отличается от работы с комплектом. Предметы в наборе должны иметь свои коды маркировки. Набор можно расформировать и продавать по отдельности.
Вроде бы вся ясно, понятно, однако, чем дальше в лес, тем больше дров.
Основная задача оптовиков и дистрибьюторов успеть замаркировать остатки до 1 февраля 2021.
По определению Честного знака, всё, что приходит от производителя в единой упаковке - это комплект, на который достаточно заказать и наклеить один код маркировки. Вот тут подвох.
В чем подвох
Например, два предмета одежды из группы 6106 – трикотажная блузка для девочек и вязанный блузон, который можно надевать на блузку, помещены производителем в единую упаковку, продать по отдельности нельзя – комплект это? Нет. Это набор.
Или товары группы 6302 – Полотенца разных размеров, цветов, для тела и лица помещены производителем в пакет и красивую коробку, все запечатано, продать по отдельности нельзя. По-вашему, это комплект? Тоже нет, это набор .
Как же маркировать остатки таких товаров? Как замаркировать каждую штуку такого набора в цельной упаковке? Вскрывать подарочную упаковку и пакет, где лежат товары? Это мы рассмотрим ниже.
Все не так просто, как кажется на первый взгляд.
Что такое комплект на самом деле
Что такое комплекты и какие они могут быть, зафиксировано в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012, редакция 20.10.2020.:
Термин комплект означает набор одежды, который состоит из нескольких предметов, изготовленных из идентичного полотна, предназначен для розничной продажи и включает:
(кроме костюмов и изделий товарной позиции 6107,6108, 6109)
1. один предмет одежды, предназначенный для верхней части тела, за исключением пуловеров и за исключением жилетов, которые могут быть вторыми предметами одежды для верхней части тела в случае комплектов двоек
+
2. один или два различных предмета одежды для нижней части тела, представляющие собой брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи, шорты, юбку, юбку брюки.
Термин комплект не относится к спортивным и лыжным костюмам позиций 6112 и 6211
Товары, попадающие под описание термина комплекта, не попали под требования обязательной маркировки.
Согласно документам, утвержденным в Решении Совета Евразийской экономической комиссии комплекты, могут быть представлены в группах 61 и 62 кодов ТН ВЭД, однако в разрезе 4 х знаков кодов ТН ВЭД 6106, 6201,6202 не попадают под описания термина комплект.
Соответственно все предметы одежды, подлежащие обязательной маркировке, могут входить только в набор, а не в комплект.
Т е даже если эти товары приходят от производителя в единой упаковке, то нельзя их считать комплектом и маркировать надо каждый товар, входящий этот набор + заказать код набора.
Что касается группы 6302 ( Бельё постельное, туалетное , кухонное) , то здесь комплектом может быть только сформированный производителем комплект постельного белья и ничто другое. Остальные совокупности товаров группы 6302 будут так же наборами.
Примеры
Пример 1
Производитель, например, хочет продавать 5 полотенец разных расцветок и состава в одной неразделяемой упаковке. Он полагает, что это комплект, однако система при описании комплекта откажет в регистрации карточки и выдаст ошибку. Почему?
Потому что, согласно постановления, это не комплект, а набор! И каждое изделие в наборе должно быть промаркировано, а за тем сформирован набор и заказан для него код, согласно правилам.
Это крайне неудобно, но ничего не поделаешь, таково законодательство
Пример 2
Если есть на складе остатки, например двух наволочек, которые приходят от производителя в единой упаковке, в пакете. Как их маркировать? Эти наволочки в единой упаковки нельзя продать по отдельности, упаковка цельная, но по законодательству это набор, а не комплект и маркироваться он должен вот так:
Для каждой наволочки в пакете заказывается свой код+ создается описание набора, куда входят коды этих наволочек и заказывается код набора.
Как наносить коды в этом случае?
Коды наносятся на каждую наволочку , а код набора на единую упаковку.
Если упаковка с двумя наволочками не подлежит вскрытию, то коды каждой наволочки клеятся на упаковку, и рядом код набора.
На кассе надо сканировать код набора, для продажи. Может ли произойти путаница? Да может..
Правила формирования наборов
Как стало понятно, из всех товаров легкой промышленности, попадающие под обязательную маркировку, кроме комплектов постельного белья, можно сформировать только наборы.
Если у вас на складах имеются остатки товаров, которые надо замаркировать, имейте в виду, что даже если товары упакованы в единую упаковку, красивые коробки и это не комплекты постельного белья, то все такие товары - наборы и маркировать, вводить в оборот их надо только как наборы. Особенности маркировки остатков читайте ТУТ.
Формирование наборов из разных товарных групп пока нельзя.
Т.е если от производителя приходит в единой упаковке, например, домашняя обувь и банное полотенце. На упаковке должен уже быть код маркировки обуви, если его нет, то можно эту обувь выбросить. Маркировка остатков обуви уже запрещена. Итак, если есть код маркировки обуви, надо описать в каталоге, входящее в упаковку полотенце, заказать код маркировки для этого полотенца, распечатать его и наклеить рядом с кодом обуви. При продаже сканировать оба кода маркировки. Если просканировать только один код, то второй товар не выйдет из оборота и будет числиться на балансе продавца.
- ·Набор может состоять из товаров, подлежащих маркировке и не подлежащих. При описании набора в определенном поле нужно указать, что в набор входят и еще товары, не подлежащие маркировке.
- Товары, входящие в набор, подлежащие обязательной маркировке входящие должны быть уже описаны в каталоге товаров и промаркированы.
- Все предметы набора должны быть у вас на балансе, даже если эти предметы сторонних производителей.
- Набор можно формировать на любом этапе без ограничения количества товаров, входящих в набор
- Для формирования карточки набора, карточки товаров, входящих в набор должны быть зарегистрированы в Каталоге маркируемых товаров.
- Наборы могут быть агрегированы в транспортную упаковку только в состоянии «Сформирован»
После эмитации кодов, нужно сформировать наборы наклеить коды на сформированные наборы.
Состав набора должен быть именно такой, какой указан в описании в национальном каталоге.
Коды товаров, вошедших в набор должны соответствовать коду товаров, указанному в карточке набора в описании.
- Карточка набора должна быть в статусе –опубликована, код набора в статусе эмитирован получен.
- Коды набора и коды маркировки должны быть на балансе участника оборота, который подал сведения о формировании набора.
- Коды должны быть в статусе эмитирован, в обороте,
- Количество маркированных товаров, входящих в набор не меньше 1 и количество товаров в наборе должно соответствовать количеству маркированных товаров, указанных в карточке набора.
Набор может быть расформирован. Это происходит автоматически, если при розничной продаже реализован один из товаров набора.
Если набор продан целиком, то его расформирование не происходит.
Операции трансформации с наборами
C наборами можно осуществлять операции трансформации
1. Перекладка
Если при формировании набора ошиблись и указали не коды маркировки единиц товаров в наборе физически их не перемещая, операция осуществляется только в системе в рамках одного кода товаров.
2. Замена
Замена одного товара на другой в рамках одного кода товара. Например, если вы заметили, что изделие, входящее в набор бракованное. Можно заменить один товар на другой без расформирования всего набора.
3. Изъятие
До того момента, как набор будет введен в оборот можно изъять все товары и положить другие товары, оставляя код набора активным. И после ввести набор в оборот
Ввод набора в оборот
- Если в набор входят товары, которые уже введены в оборот, то набор формируется и автоматически вводится в оборот.
- В набор могут входить товары с кодами эмитирован, получен, но не введены в оборот. В этом случае можно ввести в оборот именно код набора.
Маркировка набора –последовательность действий по шагам
Вот последовательность действий, маркировке на складе остатков единых упаковок с полотенцами, о которых шла речь в самом начале.
Что уже должно быть сделано
Предполагается, что вы уже зарегистрированы в Честном знаке, у вас есть УКЭП, подписаны договоры с ЦРПТ, получен доступ к станции управления заказами для эмиссии кодов (все перечисленное необходимо теперь, если вы продаете товары легкой промышленности)
Как маркировать набор
Для маркировки набора полотенец в подарочной упаковке вам нужно
1. Описать полотенце № 1 в каталоге маркируемых товаров
2. Получить код товара на полотенце № 1
3. Описать полотенце № 2 в каталоге маркируемых товаров
4. Получить код товара на полотенце № 2
5. Заказать коды маркировки для полотенец № 1. Если у вас 200 коробок с такими наборами, соответственно нужно 200 кодов маркировки для полотенец № 1
6. Заказать коды маркировки для полотенец № 2. Такое же количество кодов, сколько наборов требуется замаркировать
7. Описать набор в каталоге, получить статус карточки набора - «Опубликован», в описании указать состав набора, коды товаров, количество товаров по каждому коду.
8. Получить код набора.
9. Напечатать коды маркировки полотенец и коды маркировки набора.
10. Поскольку коробку невозможно вскрыть и промаркировать каждое полотенце, то нужно наклеить маркировки полотенца № 1 и код маркировки полотенца № 2 на коробку. Рядом наклеить код маркировки набора.
11. Не забыть ввести в оборот. Можно ввести в оборот код набора или сначала ввести в оборот коды маркировки каждого полотенца, входящего в набор. В этом случае набор автоматически будет введен в оборот.
Вот и все))) , теперь можно такие наборы продавать оптовикам или в розницу. Не забудьте, что при продаже нужно сканировать код маркировки набора, а не коды полотенец, наклеенных на коробку, иначе система поймет, что продано только одно полотенце, набор расформируется, а оставшиеся предметы зависнут на балансе продавца.
Вторая половина айсберга маркировки
Нужно отметить, правильно замаркировать изделия — это только половина работы с маркированными товарами. В систему нужно подавать сведения о получении кодов, нанесении кодов маркировки на изделия или наборы, получать каждый раз положительное подтверждение от системы. Если система присылает отказ в данном действии, то искать ошибки, исправлять, отправлять снова в систему Честного знака до получения положительного ответа от системы.
Так же в ГИС МТ отправляют сведения об агрегировании, передачи другому юр лицу, вводе в оборот и выводе из оборота. Можете все делать своими руками через личный кабинет, потратив определенное количество часов. Если обороты в масштабах среднего дистрибьюторского склада, то руками все передавать невозможно. Нужно программное обеспечение для интеграции с системой честного знака и обмена через открытые API.
Читайте про профессиональное решение InStock ФГИС - ТУТ.
Это решение для дистрибьюторов и производителей от компании InStock Technologies, партнера ЦРПТ. Решение помогает работать с маркированными товарами, вводить и выводить из оборота по разным причинам, обмениваться информацией с Честным Знаком, учитывать каждый код маркировки на складах и др функции.