Найти тему

Что стало с детьми, ставшими прототипами любимых во всем мире сказок?

Оглавление

Мое почтение!

Английская литература подарила нам как минимум три детских персонажа, известных повсюду. Каждый знает эти имена: Питер Пэн, Алиса (которая в Стране чудес), Кристофер Робин (из оригинальной истории про Винни-Пуха).

Несмотря на то, что уже много поколений эти герои дарят детям по всему миру ощущение сказки и волшебства, в жизни их прототипов не всегда все было гладко. Мягко говоря.

Истории, о которых я сегодня расскажу – достаточно трагичны. Это истории тех, чьи образы в литературе ассоциируются с радостью, волшебством и детством. Тех, в чьей жизни этого волшебства и сказки было не так уж и много…

«Алиса в Стране чудес» – Алиса Лиделл

Льюис Кэролл однажды прогуливался с дочерьми вице-канцлера Оксфордского университета – Генри Лиделла, с которым писатель водил дружбу. Чтобы как-то развлечь детей, он придумывал на ходу сказку о приключении детей, которую продолжал каждую новую прогулку. Больше всего он вдохновлялся образом одной из дочерей Лиделла – Алисой. Сказка в конце концов полюбилась не только детьми, но и самим писателем. Он решил перенести ее на бумагу. Первый экземпляр готового произведения Кэролл подарил девочке на Рождество.

Настоящая Алиса прожила довольно долгую жизнь. Успела выйти замуж за профессионального спортсмена, родила ему троих детей. Двое из которых погибли в Первой мировой войне. Уже будучи старой – в возрасте семидесяти с лишним лет, она продала подаренную рукопись за 15.400 фунтов стерлингов, или за 1.500.000 рублей (в переводе на современный курс).

Алиса в 8 и в 80 лет.
Алиса в 8 и в 80 лет.

«Питер Пэн» – множественность версий

В этой истории версии о реальных прототипах расходятся: кто-то говорит, что писатель Джеймс Мэтью Барри взял образ своего родного брата, который погиб за день до своего четырнадцатилетия; кто-то называет имя Ллуэлина Дэвиса Майкла – сына из дружественной семьи. Именно с образа Майкла, говорят, строился знаменитый памятник в Лондоне.

Майкл, 6 лет, в образе Питера Пэна
Майкл, 6 лет, в образе Питера Пэна

Однако сам писатель всегда говорил, что вдохновлялся сразу всей семьей. Вот что он писал:

-3

Речь здесь идет как раз о братьях Ллуэлин Дэвис, с которыми автор Пэна обожал проводить время. Он постоянно брал детей на прогулки, возил в театры и на обеды, приглашал к себе в дом. С их семьей он познакомился, выгуливая свою собаку в садах – сначала с тремя детьми, затем – с их родителями.

Еще есть версия о том, что Питер Пэн – это сам писатель, который не смог вырасти из своих детских фантазий и кошмаров.

Однако, с кого бы писатель не брал образ неврослеющего мальчика, судьбы всех сложились крайне печально. Когда старший брат писателя погиб, Барри было шесть. И он, чтобы утешить мать, постоянно подражал старшему брату. С тех пор детство для Барри – глубочайшая ностальгия, постоянная игра в воспоминания. Вырастать писатель отказывался: в переносном и физическом смысле – рост Джеймса был 161 сантиметр. Барри в одном из своих романов говорил:

«Когда я был мальчиком, я с ужасом осознавал, что настанет день, когда мне придется оставить игры, и я не знал, как это сделать. Я чувствовал, что продолжу играть, но в секрете».

Судьба семьи, с детьми которой так обожал проводить время писатель – тоже не сложилась. Сначала умер отец семейства, через несколько лет – мать. Барри взял на себя опеку, и пережил многих из детей. Кого-то забрала война, а кого-то – Майкла, с которого писатель по мнению многих, списал Пэна – забрала река, он утонул в возрасте двадцати лет.

«Винни-Пух» – Кристофер Робин Милн

Прототипом друга Винни Пуха стал сын автора истории, которого так и звали – Кристофер Робин. Такая известность повлекла за собой только травму. Нередко в своих автобиографиях он говорил, что его судьбу омрачало две вещи – слава отца, и имя «Кристофер Робин»

-4

Люди, знакомые с историей Винни-Пуха (а это были примерно – все англичане) видели в ребенке исключительно персонажа. Каждому взрослому казалось, что он знает все о судьбе ребенка. Каждому сверстнику хотелось «насолить» ему. Из зависти – или чего-то там еще. Короче говоря, в юношестве началась травля, которая преследовала Милна долгие годы.

По словам Кристофера, их отношения с отцом никогда не складывались. Они оба не знали, как себя друг с другом вести. Позднее мальчику казалось, что отец создал историю про Винни-Пуха лишь для того, чтобы поместить туда идеальную версию собственного сына.

Сам писатель – Алан Милн – нередко признавался, что его имя затмила выдуманная история, что никто его не хочет знать как писателя. И вину за это он перекладывал на сына. Кристоферу же казалось, что ему только и остается, что быть в тени отца, быть сыном кого-то, но не личностью. Он писал:

«У меня есть имя, но нет собственной роли в жизни».

Лишь ближе к старости Кристофер Робин принял себя и свою роль. В зрелом возрасте он и сам стал писать книги, по большей части – автобиографические. Раз за разом пересказывая свои травмы, он в конце концов научился с ними жить. Воспоминания о боли поблекли.

-5

Если статья показалась тебе полезной, ставь палец вверх. Это одновременно сделает лучше твою ленту и мой день. Подписывайся, чтобы узнавать множество историй из мира литературы и искусства в целом.