Найти тему
Navygaming Channel

Подводная лодка-музей: чтобы помнить! / 8. Подводная лодка "Otway" ("Отвэй"), Австралия

Каждый военный корабль - это не только боевая единица флота, это дом для моряков, это образец кораблестроения, это место подвигов моряков. Но приходит срок - у кораблей заканчивается служба, их выводят из строя флота и отправляют на слом. Но к счастью, люди находят другие альтернативы, поэтому по всему миру достаточно много кораблей- памятников, которые позволяют прикоснуться к истории. Сохранить боевой корабль в качестве музея - дело не простое и дорогостоящее, но сохранения кораблей-ветеранов и их элементов - это проявление людской памяти, которая делает нас людьми.

Продолжаем цикл публикация посвященный кораблям - памятникам. И как вы видите, не только две большие страны (Россия, США), выделяют средства и с трепетом относятся к своей памяти и истории, в том числе к истории флота. Не всем подводным лодкам повезло сохраниться в полной целостности, сохранение памяти в виде корабля-музея дело не дешевое, да и в организационном плане не простое. Поэтому не удивительно, что чаще мы встречаем подводные лодки в качестве мемориалов, памятников и памятных знаков. И тем удивительнее и радостнее, когда можно встретить целый корабль -музей, как например, в Австралии! Представляете, даже в Австралии есть подводные лодки-музеи, а не просто памятные знаки или мемориалы.

Сразу и не подумаешь, что здесь только надводная часть субмарины
Сразу и не подумаешь, что здесь только надводная часть субмарины

8.Памятный объект: Подводная лодка "Otway" ("Отвэй"), тип "Оберон".

Статус: памятник в "Commander Holbrook Submarine Memorial"

Место расположения: Австралия, Холбрук, штат Новый Южный Уэльс. Открыт: 7-8 июля 1997 года.

Австралия в конце 60-х- конце 70-х годов ХХ века получила от Британии всего шесть таких подводных лодок
Австралия в конце 60-х- конце 70-х годов ХХ века получила от Британии всего шесть таких подводных лодок

Сразу отметим, что это более-менее современная подводная лодка, но это не делает ее менее ценным как музейный экспонат. Подводная лодка "Отвэй" была одной из четырех субмарин типа "Оберон", которые были в 1967-1969 годах построены в Великобритании для ВМС Австралии, как мы знаем Британия постоянно "заботилась" о флоте этой страны (своей бывшей колонии). Справедливости ради отметим, что чуть позже, с 1977 и 1978 годах ВМС Австралии получили от "богатой тетушки" еще две такие ПЛ.

Это были дизельные подводные лодки, считавшиеся второй серией британских ПЛ, при строительстве которых постарались учесть опыт строительства немецких субмарин XXI серии. От британских ПЛ первой серии типа "Порпойз" "обероны" отличались улучшенным вооружением и оборудованием, а также использованием стеклопластика в конструкциях подводной лодки.

Наружный вид и продольный разрез австралийских ПЛ типа "Оберон"
Наружный вид и продольный разрез австралийских ПЛ типа "Оберон"

В австралийском флоте "Отвэй" прослужила чуть больше 25 лет, успев за это время пройти модернизацию (середина 80х годов ХХ века), и даже получила возможность стрельбы современными торпедами и ПКР американского производства. В 1995 году подводная лодка была исключены из состава ВМС, но на этом ее жизнь не закончилась.

Подводная лодка-музей в Холбруке
Подводная лодка-музей в Холбруке

В австралийском флоте "Отвэй" прослужила чуть больше 25 лет, успев за это время пройти модернизацию (середина 80х годов ХХ века), и даже получила возможность стрельбы современными торпедами и ПКР американского производства. В 1995 году подводная лодка была исключены из состава ВМС, но на этом ее жизнь не закончилась.

По просьбе властей города Холбрук и семьи подводника Первой мировой Нормана Холбрука ПЛ была передана городу для устройства подводной лодки-музея. Представляете!?? - "по просьбе властей и семьи..." . И тут есть несколько интересных моментов.

Для справки: Город назван в честь героя первой мировой войны, обладателя высшей британской награды Victoria Cross лейтенанта, а затем и капитана ПЛ Нормана Дугласа Холбрука. Прославился в ходе Дарданельской операции на подводной лодке В11. Правда, сам герой был в городе, названном в его честь, только три раза за всю жизнь

Во-первых, по одной из версий, город хотел приобрести ПЛ целиком, но так как лодка продавалась через аукцион, денег не хватило. Вдова Холбрука пожертвовала почти 100 тыс долларов и удалось купить корпус подводной лодки выше ватерлинии, так что демонстрируется не целиком корпус, а только его надводная часть, что тоже неплохо.

-5

Во-вторых, город Холбрук находится в 500 км от побережья (от Сиднея), то есть достаточно далеко от океана. Чтобы доставить туда подводную лодку ее пришлось разрезать на три части и транспортировать в глубину континента на трейлерах.

Для справки: водоизмещение надводное ПЛ типа "Оберон" - 2030 т, подводное - 2470 т; длина наибольшая - 89,9 м, ширина наибольшая - 8,7м, осадка средняя - 5,5 м.

Подводная лодка - музей установлена на суше, на территории городского мемориала, открытого в день рождения королевы Виктории. Рядом оборудовано помещение, в котором развернута экспозиция, посвященная подводной лодке и быту моряков. Сам я там не был, но судя по фото - ангарная быстровозводимая конструкция довольно просторна. Внутри помещения - предметы и элементы оборудования субмарины, торпедный аппарат, торпеда, перископ, фотоматериалы и др. По некоторым источника - внутри корпуса подводной лодки также оборудованы экспозиции, открытые для посещения.

Кстати, субмарина не только напоминает от подвигах подводников, но и завлекает в городок туристов.
Кстати, субмарина не только напоминает от подвигах подводников, но и завлекает в городок туристов.

Подводная лодка типа "Оберон" имела двухкорпусную конструкцию с носовой оконечностью штевневой формы с развалом бортов для обеспечения надводных ходов повышенными скоростями. В верхней части носовой оконечности располагаются антенны гидроакустических станций, для этого имеется обтекаемая наделка, возвышающая над палубой.

-7

Прочный корпус подводной лодки разделен водонепроницаемыми переборками на семь отсеков. Двухвальная энергетическая установка выполнена по дизель-электрической схеме (с дизелями на линии вала).

Для справки: мощность дизелей: 2х1840 л.с., мощность гребных электромоторов: 2х3000 л.с. Число гребных валов - 2. Имеет две группы аккумуляторных батарей по 224 элемента в группе.

Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели были на этой субмарине? Вернее около того, что от нее осталось? Заранее завидую.