Найти в Дзене
Мир в Лицах

Родился Айвазяном и рисовал за колбасу: правда и домыслы об Иване Айвазовском

Оглавление

Имя русского художника Ивана Айвазовского знакомо даже тем, кто никогда не увлекался искусством и за всю жизни не побывал ни на одной выставке. Но тем не менее, если любому человеку (во всяком случае, в России) задать вопрос: кто такой Айвазовский, вам непременно ответят, это художник, он море рисовал.

Но рисовал он не только море, хотя в историю вошел именно как бесподобный маринист. Его жизнь была настолько разнообразной, а сам он был настолько сложной и неординарной личностью, что породил десятки мифов о себе. Я сделала подборку самых известных из них.

Выразительные бакенбарды были "визитной карточкой" художника (Здесь и далее -  фото из открытых источников)
Выразительные бакенбарды были "визитной карточкой" художника (Здесь и далее - фото из открытых источников)

Айвазовский – это псевдоним

Да. Отец художника Георг Айвазян по происхождению был армянином, а сына назвал Ованесом. Но перебравшись в Феодосию, стал писать свое имя на польский манер – Гайвазовский. В молодые годы художник подписывал свои картины «Гай», сокращая фамилию. И только в 24 года определился с ней окончательно, став Иваном Константиновичем Айвазовским.

Художник рисовал море, сидя в мастерской

И да, и нет. Иван Айвазовский действительно создавал многие свои работы, не списывая с натуры, а в мастерской. Но руководствовался он не фантазией, а собственными воспоминаниями, так как обладал феноменальной, даже фотографической памятью.

Он запоминал морские пейзажи настолько точно, что воспроизводил их в мельчайших подробностях. Это качество художника было хорошо известно современникам. В 1845 году его пригласили в экспедицию Русского географического общества в Турцию и Грецию. Задачей Айвазовского было зарисовывать все, что он видел: море, ландшафты, горные породы. Многое из увиденного он воссоздавал уже после путешествия, по памяти. И никто из коллег не обвинил его в несоответствии.

Море на картинах Айвазовского оживало
Море на картинах Айвазовского оживало

Море – это единственное, что изображал Айвазовский

Нет. За свою жизнь художник создал более 6 тысяч работ, и далеко не на каждой из них он написал море. Он восхищался Константинополем и с удовольствием отражал свои чувства к этому городу в своем творчестве. Он бывал в Египте, после чего среди его работ появилась «Великая пирамида в Гизе».

Но море, действительно, было главным «персонажем» его творчества. Сам Айвазовский говорил, что рисует его так часто и нередко так похоже, потому что всякий раз находит несовершенства в своих картинах и пытается их исправить.

Художника хоронили дважды

Почти. В молодости, но уже став знаменитым и хорошо покупаемым автором, Айвазовский во время очередного морского перехода попал в страшный шторм. Буря была настолько мощной, что на берегу были уверены: корабль разбился, а все, кто были на борту, конечно, погибли.

Особенно тиражировал эту новость предприимчивый торговец живописью в Париже Дюран Рюэль. Накануне он взял у Айвазовского две картины на продажу, а когда узнал о шторме, дал сообщение в парижских газетах, что художника больше нет, но есть возможность купить две последние работы мастера.

Поднялся ажиотаж, картины были проданы по куда более высокой цене, чем предполагалось. А потом Айвазовский вдруг «воскрес»: художник живой и невредимый приехал во Францию. Чуть позже по следам своего приключения он создал картину, которую сегодня считают одной из центральных в его творческом наследии, – «Девятый вал».

Картина "Девятый вал" родилась по следам личных впечатлений художника
Картина "Девятый вал" родилась по следам личных впечатлений художника

Посетители его выставок падали в обморок от страха

Вполне вероятно, если речь идет о нежных дамах середины 19 века, которые не знали, что такое блокбастеры и фильмы-катастрофы, и которые с роду не видели ничего ужаснее ненастной погоды за окном. На картинах же Айвазовского были и бури, и страх моряков, а размер полотен (нередко более 7 кв.м.) буквально погружал присутствующих в происходящее.

По мнению искусствоведа Джанни Каффьеро, на выставки художника ходили толпы людей, чтобы получить настоящий заряд адреналина. Для современников он был кем-то вроде Стивена Спилберга для нас: создавал фантастические визуальные образы, буквально наполнял их спецэффектами, баловал приключенческими сюжетами. В общем, у не знавших острых ощущений дам все это вполне могло вызывать предобморочное состояние.

Менял картины на колбасу

Да. Нужно сказать, что Айвазовский был очень успешным человеком своего времени и благодаря собственному таланту приобрел огромное состояние. Большую его часть он потратил на благотворительность: в родной Феодосии на деньги художника был построен водопровод, проложена железная дорога, созданы археологический музей и картинная галерея, построены школа и библиотека. Так что художник не бедствовал, и рисовать за еду необходимости у него не было.

Но однажды, находясь в Венеции, он познакомился с местным жителем, который очень хотел приобрести его картину, но не за деньги. Взамен итальянец предложил партию великолепного салями с его фабрики. Художник предложение принял: за один день он создал картину, за которую получил набор свежайших колбас местного производства.

Иван Айвазовский был меценатом
Иван Айвазовский был меценатом

В отличие от многих художников, знаменитым Айвазовский стал при жизни. Его работы выставлялись в Лувре – он стал первым русским художником, кому предложили провести выставку в стенах главного музея Франции. Его картина «Хаос. Сотворение мира» настолько впечатлила Папу Римского, что тот предложил купить ее у художника, но Айвазовский передал ее понтифику в дар.

Тогда новость об этом подарке прогремела на всю Европу.

«Пришел маленький человек в Рим, - шутил по этому поводу Николай Гоголь. – И устроил в Ватикане хаос».

На это Иван Айвазовский был способен.

Не забудьте поддержать статью лайком и подписаться на канал. До новых встреч!