Местные жители рассказывали, когда в 1991 г. Калининградскую область открыли для посещения иностранцам, в посёлок Курортное (бывш. Гросс Вонсдорф, нем. Groß Wohnsdorf) приезжала пожилая немка - баронесса Вера фон Шрёттер с дочерью, бывшая владелица окрестных земель. В разговоре она упомянула, что, покидая в 1945 году родные края, закопала три латунных бочки всякого фамильного добра в развалинах замка Гросс Вонсдорф. Здесь нужно сделать отсылку к тонкостям перевода, но всё же. Прослышав об этом, местные мужики занялись поисками клада - копали, копали, да так ничего и не нашли. Говорят, что из Калининграда специально два года подряд на раскопки приезжал какой-то молодой парень. Но тоже, так ничего не найдя или найдя, перестал ездить.
На внутреннем дворе замка Гросс Вонсдорф до сих пор видны следы какой-то разметки и вырытые ямки. Первая же попавшаяся местная старушка, у которой я ещё в 2009 году останавливался уточнить дорогу к развалинам замка Гросс Вонсдорф, тут же отрапортовала: “Ой, да что ты, милок! Всё уже давно выкопано!”. И похоже, так и не поверила мне до конца, что я всего лишь хотел увидеть и запечатлеть на "плёнку" древнее строение.
Развалины замка Гросс Вонсдорф, скрытые от постороннего взора густым лесом, расположены в живописнейшем месте на окраине посёлка Курортное Правдинского городского округа, на краю высокого крутого берега величаво и торжественно текущей среди полей и лесов Лавы. С одной из сторон замковый холм обрамляет извилистый лесной ручей, впадающий в Лаву. В настоящее время от старинного орденского замка остались лишь фрагменты некогда существовавшей оборонительной стены и трёхэтажная сторожевая башня с въездными воротами. К замку через лес ведёт тропа, плавно и незаметно отходящая от пролегающей рядом автомобильной дороги. Въезд во внутренний двор замка проходит под стрельчатой аркой уцелевшей надвратной башни. Более подробно об истории места в статье "По местам Иммануила Канта. Замок Гросс Вонсдорф".
Кто знает, может фамильные ценности семьи фон Шрёттер и сегодня хранятся в подземельях, которые вполне могли уцелеть после пожаров и надёжно присыпаны покидающими родное поместье потомками. Замечу, что в 2009 году у меня была возможность пообщаться с Фредой цу Ойленбург (Freda zu Eulenburg) урождённой Шрёттер. Она лишь заметила, что документы об истории и реставрации башни не сохранились, а её мать ничего ей не рассказывала о зарытых вещах. Но, колодец и подземный ход к реке наверняка были, больше она ничего не добавила... Сегодня, по частной инициативе и под присмотром РПЦ и Службы по охране памятников, на территории руин замка ведутся работы, а потому, кто знает, какие открытия ещё ждут и узнаем ли мы о них в полном объёме.
P.S. Земли бывшей Восточной Пруссии ещё многое в себе хранят и ждут своего открывателя. Легенда о Янтарной комнате, которая возможно уцелела или уже не находилась в Королевском замке во время пожара, а потому где-то надёжно спрятана, считается самой известной. Правительству Калининградской области стоило бы рассмотреть вопрос о стимулировании кладоискательства в регионе, что способствовало бы развитию туризма и дало возможность сделать новые открытия.